1,76 трлн — это в 14 раз больше показателя в январе прошлого года. И это более половины от всего планируемого дефицита на 2023 год. Беспрецедентная ситуация стала следствием сокращения расходов на 35% в годовом выражении (до 1,36 трлн рублей), и увеличения расходов на 58,7% (до 3,12 трлн), следует из данных Минфина.
«Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей и снизились к январю 2022-го на 46%, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа», - говорится в сообщении ведомства. Ненефтегазовые доходы упали, в свою очередь, на 28%, до 931 млрд рублей. Основным драйвером этого стало сжатие поступлений внутреннего НДС (на 44% к январю прошлого года, до 379 млрд рублей) из-за введения весной 2022-го ускоренного порядка его возмещения. Что касается роста расходов, Минфин объясняет это «оперативным заключением контрактов», а также тем, что расходы на госзакупки увеличились более чем в пять раз по сравнению с январем 2022 года и составили 1,3 трлн рублей.
Неискушенный обыватель легко увязнет в хитросплетении всех этих официальных цифр и трактовок. Но что-то подсказывает, что 2023 год начался для российской экономики гораздо хуже, чем завершился 2022-й. Несомненно, общенациональная денежная дыра будет шириться, чем бы ее не пытались закрыть, включая средства ФНБ и запуск «печатного станка». Последствия очевидны — инфляция, девальвация, дальнейшее обнищание населения. С другой стороны, если попытаться сократить расходы казны, это ударит по социальной сфере, по образованию, здравоохранению, культуре.
«Рост бюджетного дефицита, тем более, такими темпами – это угроза для устойчивого развития экономики, - утверждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. - Уже с 2024 года государству придется сокращать социальные обязательства (пенсии, соцвыплаты и пособия, материнский капитал, зарплаты бюджетников) и одновременно искать дополнительные источники дохода. Это чревато усилением социальной напряженности, падением потребительского спроса и, соответственно, - стагнацией всех экономических процессов. Не исключено, что властям придется поднять ставки НДФЛ, НДС, налога на прибыль для бизнеса, и это фискальное «закручивание гаек» ощутит на себе каждый. Вырастут затраты компаний, которые начнут все активнее избавляться от «лишних» работников».
При текущем уровне нефтяных цен прогнозировалось, что ресурсов ФНБ хватит минимум на два года, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Но свежие данные Минфина оказались определенным шоком для наблюдателей: мало кто ожидал, что расходы настолько вырастут, рассуждает Деев.
«Казус с январским показателем Минфин объясняет, среди прочего, переходом с нового года на механизм единого налогового платежа (ЕНП), - отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. - Мол, поскольку деньги от налогоплательщиков поступили только в конце января и первые дни февраля, ведомство не смогло учесть их в полном объеме в своей статистике за первый месяц года. Но это только малая часть правды. Главная же причина — недополучение доходов, прежде всего, экспортно-сырьевых (в результате вступления в силу в декабре эмбарго на морские поставки российской нефти и ценового «потолка»). Минфин сам неоднократно озвучивал уровень цены на нефть, по которой отечественные поставщики вынуждены ее продавать — около $50 за баррель. А бюджет был изначально сверстан с учетом совершенно другого стоимостного ориентира — на $20 выше».
И крайне маловероятно, что 2023 год страна завершит с планируемым дефицитом в 2,9 трлн рублей. Будет замечательно, если уложимся в 5 трлн, рассуждает Николаев. Основным источником покрытия власти называют внутренние заимствования (выпуск государственных ценных бумаг), но поскольку этот ресурс ограничен, остается брать деньги из ФНБ. А при своей ликвидной части в 6 трлн рублей Фонд национального благосостояния уже в текущем году может быть исчерпан почти полностью. Что касается финансирования социальных расходов, с этим сейчас проблем не возникнет, чего не скажешь о 2024 годе.