В отличие от предельных цен на сырую нефть, установленных коллективным Западом на уровне $60 за баррель, стоимостных потолков на нефтепродукты будет два: котировки «бочки» дизельного топлива будут ограничены планкой в $100, а мазута — в $45. Подобное разночтение объясняется просто. «Дизель» на мировом рынке является наиболее востребованным видом энергоресурсов: его можно дополнительно перерабатывать для получения дорогостоящих сортов горючего. Поэтому такое топливо продается с премией к нефтяным котировкам. В свою очередь, мазут зачастую используется для электро- и теплоснабжения. Его производство менее затратно, чем бензин и другие виды топлива, используемые в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому на международных сырьевых биржах мазут торгуется со скидкой к сырой нефти. «Такой подход позволит лучше откалибровать политику ограничения стоимости нефтепродуктов, учитывая широкий диапазон рыночных цен, по которым продается топливо», — говорится в сообщении минфина США.
Дуэль на бензиновых пистолетах
Российские чиновники также не сидят без дела и стараются адекватно ответить на западные санкционные выпады. С 1 февраля этого года отечественным компаниям запрещено поставлять нефтепродукты недружественным государствам, решившим поддержать введение потолка цен. Соответствующий указ Владимир Путин подписал еще в конце 2022 года. Теперь все фирмы, занятые в осуществлении поставок моторного топлива из нашей страны за рубеж, не смогут на любых этапах прямо или косвенно включать в контракт механизмы ограничения его котировок. Если сделки будут регулироваться стоимостными пределами, то контрагентам будет отказано в приобретении наших энергоресурсов. Исполнение документа возложено на Минэнерго, которому при поддержке Минфина придется проверять механизм ценообразования и проводить мониторинг стоимости сырья по каждой сделке. Указ будет действовать до 1 июля с возможностью продления на более поздний срок. Недружественные страны — это участники Евросоюза, а также члены G7 — США, Канада, Великобритания и Япония.
Стоит отметить, что до последнего момента Россия производила вдвое больше нефтепродуктов, чем потребляла. До 2022 года за рубеж поставлялось примерно 140 млн тонн горючего, причем около половины экспорта приходилось на светлые сорта топлива. Выручка от продажи бензина и «дизеля» постоянно росла: за год выходило не менее $70 млрд. Причем почти все, до 90% поставок, шло на европейский рынок. Зависимость от российского сырья в ряде государств, таких как Германия, Венгрия, Чехия и Словакия, составляла свыше 50% от общего потребления, а в отдельных странах иногда приближалась к 100%.
В прошлом году ситуация кардинально изменилась. Российские производители вдвое нарастили поставки на Ближний Восток и в Азию: с января по сентябрь ежедневный экспорт топлива в Китай, Индию и Турцию, которые не вводили санкции против России, вырос с 820 тыс. до 1,42 млн баррелей. Восточное направление стало приоритетным для отечественных поставщиков: всего же за границу из нашей страны было отправлено 2,5 млн «бочек» нефтепродуктов.
Впрочем, ситуация на азиатском рынке, на который переключились российские производители топлива, может также оказаться не вполне благополучной. «Полноценно перенаправить поставки горючего, сравнимые по объемам с нынешним экспортом в Европу, скорее всего, не получится в связи с отсутствием достаточного количества танкерного флота, — считает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников. — В течение февраля-марта экспорт нефтепродуктов из нашей страны может сократиться на 30%. Кроме того, азиатские покупатели будут настаивать на предоставлении скидок для подсанкционного российского горючего».
Дальнобойщики отправятся на обочину
Ввод предельных цен на российские нефтепродукты рикошетом ударит по утверждающим санкции европейским государствам. По мнению аналитиков The New York Times, эмбарго на морские поставки горючего из нашей страны в ЕС создает риски «для большинства европейских дальнобойщиков и до 40% рядовых автомобилистов», которым, скорее всего, придется столкнуться с дефицитом либо с резким ростом стоимости топлива. По данным американского издания, контракты на поставку бензина и «дизеля» начали дорожать задолго до вступления эмбарго в силу, причем нефтеперерабатывающие компании Старого Света в последние недели предпочитали увеличивать свои резервы, чтобы получить повышенную прибыль в пик потребления горючего. Рост импорта «дизеля» из других нефтеперерабатывающих держав, в частности, из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, пока представляется довольно сомнительным. Определенные надежды Евросоюз возлагал на Кувейт, давший обещание в 2023 году в пять раз нарастить экспорт «дизеля» в Старый Свет. Но по факту эта ближневосточная страна продает сейчас европейцам лишь 10 тыс. баррелей в сутки, поэтому даже пятикратное увеличение поставок не позволит заместить выпадающую российскую долю. Дополнительным неприятным моментом служит тот факт, что на фоне возобновления пассажирского авиасообщения после пандемии коронавируса многие европейские нефтеперерабатывающие заводы переключились с производства дизельного горючего на авиационное топливо, затруднив участь обычных автомобилистов.
Американцам также, судя по всему, придется несладко. Журнал Forbes предположил, что отказ от российских нефтепродуктов приведет к разрушительным последствиям на мировом рынке нефти, и посоветовал западным автомобилистам «приготовиться к еще большей боли»: только в США стоимость бензина для владельцев легковых машин может вырасти вдвое — с $3 до $6–8 за галлон. «Без России, одного из крупнейших экспортеров нефти, Западу будет тяжело поддерживать разумные котировки топлива», — предупреждает издание. Цены на бензин считаются одним из основных факторов, подстегивающих болезненную инфляцию в Европе, лишающую население покупательской способности, и замедляющих экономику. «Это гигантский скачок. У нас больше не осталось возможностей для оптимизации», — жалуется на подорожание топлива глава немецкой автотранспортной компании Schuldes Spedition Кристофер Шульдес.
По словам руководителя управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, ЕС не готов решительно отказаться от российского горючего, поскольку поставки готового топлива из иных источников, в отличие от сырой нефти, будут обусловлены более сложной логистикой. «Замещать нефть легче, ведь рынок «черного золота» единообразен. При необходимости ЕС сможет пойти на ужесточение уровней ценовых потолков, но для этого странам Старого Света потребуется перенастройка собственной перерабатывающей отрасли», — полагает эксперт.
Как пробить потолок
«Усиливающееся санкционное давление однозначно дает понять, что российской экономике не стоит рассчитывать на промышленный прогресс, основанный на высокотехнологичных отраслях, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Доходная база федерального бюджета по-прежнему будет основываться на продаже энергоресурсов: природного газа и сырой нефти. Переработкой «черного золота» европейцы предпочтут заниматься самостоятельно. Подобная практика для них вполне привычна: мощности по изготовлению топлива имеются на континенте в изобилии, а транспортные маршруты позволяют даже сэкономить на доставке горючего конечным покупателям».
России в этой связи стоит сконцентрироваться на экспорте сырой нефти. Как полагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, отечественные поставщики могут использовать доступные схемы исключения продаваемых за рубеж энергоресурсов из потолка цен: например, в рамках эксплуатации независимых коммерческих судов, которые будут переваливать российское «черное золото» прямо в море на судно, представляющее юрисдикцию другого государства. Нефть может перевозиться действительно по цене ниже потолка в европейские порты, допустим, в Испанию или Грецию. Далее углеводороды могут отправляться на «переработку» в третьи страны, например в Сингапур. Россия продолжит получать сверхдоходы, но уже от экспорта не «дизеля», бензина и нефти сорта Urals в чистом виде, а от экспорта таких политически «нетоксичных» нефтепродуктов, которые будут принадлежать не подверженным санкционному давлению державам. «Похожая схема уже несколько лет достаточно эффективно действует в отношении Ирана и Венесуэлы, находящихся под санкциями со стороны США», — отмечает Мильчакова.
В то же время рассчитывать, что Китай или Индия смогут полностью переключить на себя поставки российской нефти и продуктов ее переработки, ранее приходившиеся на европейский рынок, совершенно не стоит. Во-первых, оба государства находятся на развилке транспортных потоков мировых поставщиков энергетических ресурсов; во-вторых, они развивают собственную переработку углеводородов, постепенно отказываясь от импорта бензина и «дизеля». В частности, Дели планирует к 2025 году превратиться в центр изготовления моторного топлива и увеличить мощности по выпуску горючего до 400 млн тонн в год, что позволит не только удовлетворить растущий внутренний спрос, но и частично закрыть экспортные требования.
В свою очередь, объем нефтепереработки в Китае в прошлом декабре вырос на 2,5% — почти до 60 млн тонн. Экспорт дизельного топлива из Поднебесной увеличился примерно на треть и достиг исторических рекордов.
«Успехи зарубежных производителей означают новые потери объемов российского экспорта и рост дефицита нашего федерального бюджета. Уже по нефти уровень доходов, установленный правительством для бюджета (8 трлн рублей за год после перечислений налогов), окажется гораздо ниже — недостача рискует составить 2–3 трлн рублей. Если добавить потери по нефтепродуктам, то в 2024 году правительству придется секвестировать бюджет и сокращать наиболее затратные статьи», — предупреждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По мнению экспертов, остается только недоумевать, почему на фоне сокращения экспорта нефтепродуктов и возникновения излишков горючего на внутреннем рынке стоимость заправки на отечественных АЗС не снижается. По доступности бензина Россия сейчас находится на 17-м месте в мире: на среднемесячную зарплату россияне могут приобрести 1058 литров. Для сравнения: жители Люксембурга, цены на топливо в котором невысокие, а зарплаты одни из самых больших в Европе, могут купить на свои средние оклады более 2,5 тысячи литров. Правда, россиянам могут позавидовать венгры, белорусы, латыши, словаки и румыны, которым месячного заработка едва хватает на 600 литров 95-го.
«Потери от западных санкционнных ударов и снижения зарубежной отгрузки топлива, составляющего значимую долю доходов российских производителей энергоресурсов, будут постепенно перекладываться на карманы отечественных потребителей, — рассуждает Суверов. — Как ни печально, но автомобильный транспорт в стране с самыми высокими запасами углеводородов вновь превращается из средства передвижения в предмет роскоши».