«Бардак!» — вот так кратко и емко описал ситуацию с рынком телеком-услуг Александр Хинштейн. Впрочем, и рынком-то это поле сейчас назвать можно с большой натяжкой. Сфера «домашнего Интернета» молитвами управляющих компаний превратилась в монополию, причем отнюдь не естественную.
На бумаге всё выглядит красиво. 84% российских домохозяйств подключено к Интернету. Лишь 16% жителей страны не имеют пока выхода в глобальную паутину с домашних компьютеров. Более того, Россия из года в год стабильно держится в первой пятерке стран с самым дешевым и быстрым домашним Интернетом.
Но вот незадача: еще пару лет назад мы были на второй строчке рейтинга государств-лидеров по доступности Интернета для граждан. И вот в 2022-м внезапно упали на две строчки ниже. С чего бы это?
Для думцев и Минцифры ответ очевиден: рынок телекома активно и неумолимо монополизируется.
Глава Минцифры Максут Шадаев пояснил, что сейчас в России работают 4,8 тысячи интернет-провайдеров. То есть причина монополизации рынка вовсе не в том, что некому тянуть сети в квартиры граждан:
— С 2016 года проблема не решается. Было три поручения президента. И если в первом мы видели общую формулировку о необходимости обеспечить недискриминационный доступ для провайдеров в жилые дома, то в последнем указано конкретно: доступ для провайдеров должен быть безвозмездным и без собрания собственников. Если в доме будет три оператора связи, хорошо. Будет 20 — еще лучше. Чем больше, тем дешевле будет связь. Но сейчас у нас в каждом пятом доме есть всего один оператор. Даже если их два — это не выбор.
Сегодня ни о каком свободном выборе провайдера для жильцов речи нет.
— Обеспечить качественный Интернет в квартирах граждан зачастую мешают неоправданно привилегированное положение операторов и действия управляющих компаний. Более того, по опросу ВЦИОМ, 76% жителей хотели бы сами выбирать операторов, а не тех, кого им навязывают, — прокомментировал нынешнее положение дел Александр Хинштейн на парламентских слушаниях в нижней палате.
Проблему парламентарии видят в излишне перегруженных правилах. Например, по действующему Жилищному кодексу для размещения интернет-оборудования связи в домах решение должно быть принято 2/3 собственников квартир на общем собрании. Но на деле большинство владельцев квартир с общими собраниями знакомы лишь по кадрам фильма «Гараж».
— Согласно опросу ВЦИОМ, лишь 26% жильцов регулярно принимают участие в общих собраниях. 35% участвовали 1–2 раза. 24% не были на таких мероприятиях никогда. 13% ответили, что собраний жильцов в их доме никогда не было, — рассказал Хинштейн.
Управдомам пассивность жильцов на руку. Коммунальщики получили реальную возможность подмять рынок телеком-услуг под себя. Чтобы получить статус избранного, допущенного к работе в доме, провайдеры платят управляющим компаниям огромные деньги. В прошлом году, по данным Госдумы и Минцифры, операторы отдали управляющим компаниям 20 млрд рублей. Это на пять миллиардов меньше, чем ежегодно выделяется из бюджета на финансирование Интернета в государственных и социальных учреждениях. Дальше невидимая рука рынка начинает размазывать эти расходы операторов по платежкам клиентов. На выходе жильцы получают Интернет дорогой, но далеко не всегда быстрый. А куда спешить-то? Конкурентов все равно нет.
— В новостройке в Новой Москве за 40 мегабит в секунду провайдер берет 600 рублей в месяц. Это вообще не скорость. Для сравнения, в соседнем районе за такие же деньги жильцов получают 500 мегабит в секунду, — рассказал представитель ФАС.
Как освободить россиян от телеком-рабства, парламентарии уже придумали. В нижнюю палату внесен законопроект о недискриминационном доступе операторов в многоквартирные дома. Вот что он предлагает. Первое — отказ от общих собраний жильцов. Каждый собственник квартиры сможет сам заключить договор с провайдером напрямую. Второе — оператор связи не будет платить коммунальщикам ни копейки, кроме компенсации за потраченную электроэнергию. Третье — работать все провайдеры будут по единым стандартам размещения сетей и оборудования. Кроме того, авторы законопроекта предлагают до 2024 года ввести мораторий на повышение платы за использование операторами связи объектов государственной и муниципальной собственности для размещения телекоммуникационного оборудования.
— Это предоставит условия для свободы выбора гражданами тех операторов связи, которые в наибольшей степени отвечают их требованиям. Кроме того, будет обеспечена свободная конкуренция на рынке, что повлечет за собой снижение стоимости услуг связи, — пояснил Хинштейн.