Безоговорочным лидером по объему переводов из РФ оказался в прошлом году Узбекистан: в эту среднеазиатскую республику было направлено $14,5 млрд — в 2,6 раза больше, чем в 2021-м. В тамошнем ЦБ это связывают с двумя обстоятельствами — значительным укреплением курса российского рубля по отношению к доллару и переходом трудовых мигрантов на официальные каналы отправки денег в результате валютных ограничений в РФ. В Казахстан ушло $775,4 млн (в 6,8 раз превышает показатель 2021 года), в Грузию — около $2 млрд (в 5 раз), в Армению — $3,1 млрд (в 4 раза), в Киргизию — $2,6 млрд (всего на 6% больше).
Причин у такого взрывного роста несколько, но главной является массовый исход россиян за пределы страны весной и осенью 2022 года. Разумеется, не с целью туристического отдыха, а ради долгосрочной или постоянной релокации. По данным ФСБ, с июля по сентябрь число выездов за рубеж (в основном в безвизовые страны СНГ: Казахстан, Армению, Киргизию, Таджикистан) составило 9,7 млн, что на 1,2 млн превысило показатель за аналогичный период 2021-го. На статистике трансграничных переводов могла сказаться и набравшая популярность услуга по покупке за границей тех товаров, которые оказались недоступны в России из-за санкций. В данном случае деньги отправлялись на карты посредников.
«Когда из экономики уходят деньги, это оборачивается как минимум стагнацией потребительского спроса, который в 2022 году сократился на 5%, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Роль этого фактора пока трудно оценить досконально, и хотя он не решающий, на динамику ВВП все-таки оказывает негативное влияние. В конечном итоге страдают и реальные располагаемые доходы населения, поскольку сокращаются, в частности, фонды оплаты труда».
Конечно, деньги за рубеж отправляли не только россияне, но и трудовые мигранты. Но статистика, касающаяся последних, не меняется годами, и 2022-й не стал исключением. Резкий всплеск связан именно с активностью отечественных релокантов. На взгляд Масленникова, в текущем году миграционный отток из страны сохранится, хотя будет меньше, чем в 2022 году. Вернется ли какая-то часть этих людей в Россию, сказать трудно. Понятно, что если отсюда им будут постоянно угрожать конфискацией имущества, о возвращении не может быть и речи. Более того, родственники начнут пересылать им еще больше денег.
«Ситуация во многом определяется геополитической и санкционной реальностью, всевозможными ограничениями на операции с иностранной валютой — как внутренними (со стороны ЦБ), так и внешними (со стороны западных финансовых властей), — говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. — Держать доллары и евро в российских банках сегодня попросту нет смысла из-за больших комиссий. Лучше перевести их в банки «дружественных» стран, предварительно обзаведясь тамошними пластиковыми картами. А в случае с переездом самих владельцев без этого не обойтись. Чтобы объемы трансграничных переводов пошли на убыль, нужна отмена санкций, или, на худой конец, какие-то послабления».
Когда за границу уходят такие значительные суммы, отечественная экономика лишается одного из важнейших драйверов своего развития, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Эти деньги могли бы быть потрачены на покупку товаров и услуг внутри страны, они бы разогрели потребительский спрос, создали дополнительный стимул для производства. Бюджет пополнился бы новыми доходами, у работодателей появились бы ресурсы для повышения зарплат
«В условиях высокой неопределенности — и геополитической, и экономической, граждане не оставят попыток сберечь свои средства любыми возможными способами. В том числе — за счет переводов за рубеж, — говорит экономист. — Их динамика в 2023 году будет более спокойной, но повышенный уровень оттока сохранится. Ряд граждан будет уезжать на новые места «с концами», устраивать там свою жизнь и, разумеется, регулярно получать денежную поддержку от родственников из России».