Смею предположить: дело в том, что правительство М. Мишустина умеет управлять трудными, даже кризисными ситуациями. Конечно, и осведомленные эксперты, и общество правительство критикуют и порой ворчат – а как иначе – но не помню за три года, чтобы его обвиняли в бездействии или откровенном неумении справиться с ситуацией, почти никогда – в закрытости и непрозрачности (разве что требовали более подробных разъяснений).
По только что проведенному опросу ВЦИОМа, правительственные меры поддержки населения в условиях пандемии коронавируса признали эффективными 68% населения (столько же, сколько положительно оценили работу кабинета за три года в целом), а в условиях западных санкций – 65%.
Оговоримся, что эти меры не были бы столь эффективными, если бы правительство не действовало бы столь же уверенно и на других направлениях – иначе где взять средства для этой поддержки и как их реализовать. Хорошо, что мы не можем себе даже представить худшие сценарии последствий пандемии (а Россия вышла из нее с меньшими потерями для экономики и занятости, чем большинство ведущих экономик мира) или падения производства в 2022 г., когда санкции разорвали бесчисленное количество цепочек, связывающих Россию с западным миром.
В чем же секрет правительственной команды? В самых общих словах – в системном, комплексном подходе к решению проблем, учете их сложности и многогранности.
Во-первых, решая актуальные – в том числе антикризисные задачи, Правительство никогда не упускало из вида стратегические национальные цели и проекты, хотя, разумеется обстоятельства заставляли их корректировать. И при этом четко выдерживался приоритет соблюдения жизненных интересов людей – будь то социальная помощь нуждающимся или меры поддержки занятости и деятельности бизнеса – от национальных лидеров до малых предпринимателей.
Не случайно те 68% респондентов в опросе ВЦИОМ, которые положительно оценивают деятельность правительства, в числе его главных заслуг отмечают именно эту социальную функцию: меры поддержки (28%), внимание пенсионерам (18%), своевременность выплат (8%), в сумме более половины ответов.
Конечно, при том, что негативно отзывающиеся о правительстве респонденты укоряют его за рост цен (36%) и снижение уровня жизни (20%) – та же сумма. Своя правда есть и у тех, и у других, но негативные явления порождались хорошо известными кризисными факторами, и правительство сделало все возможное, чтобы ослабить их воздействие на благосостояние людей.
Во-вторых, правительство стало больше, чем просто институтом управления – каковым у нас его привыкли считать. Принятие, а тем более оперативное исполнение решений было бы невозможно без филигранной согласованности действий всех властных институтов, как по «вертикали» - от Москвы до самых до окраин, так и по горизонтали - между ветвями власти.
Действуя в «президентской повестке», кабинет министров добивался оперативного принятия необходимых законодательных решений в Федеральном собрании (работая со всеми фракциями), контролировал их исполнение на местах. Вспомним и то, как центр помогал реализовывать региональные стратегии борьбы с пандемией, как выявил и оказал поддержку десяти самым проблемным (с точки зрения финансового положения) регионам, как вице-премьеры правительства стали кураторами федеральных округов. С 2020 г. в России существует понятие «единой системы публичной власти» - взаимоувязанности всех ее уровней, от федерального до местного. Можно сказать, что именно вертикаль правительственных ведомств стала ее «несущей конструкцией».
В-третьих, правительство постепенно внедряет свой управленческий стиль. Премьер-министр вступал в свою нынешнюю должность, имея репутацию успешного внедрения цифровых технологий в деятельность налоговой системы. С тех пор «цифровизация» стала и важнейшим инструментом эффективных управленческих решений, и одним из главных направлений социально-экономического развития страны (таковым ее признали 66% респондентов в опросе ВЦИОМ – рекордный показатель).
Цифровые решения востребованы во многих отраслях экономики, но не менее важны они и для государственного управления и – в конечном счете – для граждан. Без них невозможно было бы перевести значительную часть занятых на удаленную работу в период эпидемиологических ограничений, без них не получилось бы «социальное казначейство» - радикальное усовершенствование системы оказания социальной помощи.
Другое направление технократических решений, имеющих далеко идущие социальные последствия – последовательные попытки снизить административно-бюрократическое давление на бизнес, свести к разумному минимуму многочисленные проверки.
Наконец, еще одна черта этого стиля – готовность правительства к диалогу – причем по всем направлениям: с бизнесом – без этого не родились бы решения и многие меры поддержки, с экспертным сообществом, которое требовательно и критично, но в целом вполне конструктивно, а также - с общественным мнением.
Свидетельство в пользу того, что общество «видит и слышит», что делает правительство - упомянутые высокие оценки в опросе, приуроченном к его третьей годовщине. И, пожалуй, главное, что и после трех лет общество не отказывает ему в доверии: на вопрос, как правительство будет работать в будущем, 44% ответили, что «лучше», еще 42% - «как сейчас», и лишь 6% прогнозируют ухудшение его работы.
А такой кредит доверия кабинету Мишустина очень нужен: непростые времена для нашей страны не кончились, впереди много трудных задач. И судить о его работе общество будет не по прошлым заслугам, а по тому, насколько оно справляется с задачами сегодняшнего дня.