В России могут разрешить открывать киоски и другие нестационарные объекты торговли у входов в торговые центры и магазины. Такую рекомендацию дал вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров региональным руководителям. Власти считают, что это позволит создать условия для сбыта продукции отечественных производителей текстиля, одежды, обуви и продуктов (фермеров). В этом малому и среднему бизнесу поможет высокий трафик торговых центров.
В Минпромторге подчеркнули, что документ носит рекомендательный характер: никакой обязаловки. Но это как раз и вызывает вопросы: если правительство решило всерьез помогать представителям малого и среднего бизнеса, то почему не издали соответствующий закон или указ с четко прописанными правилами? Возможно, это всего лишь проверка общественного мнения?
Между тем реализация такой инициативы может породить ряд проблем. Вернее — вернуть их. Ведь в недавнем прошлом от «ларьковой экономики» отказались по ряду объективных причин: антисанитария, массовая торговля контрафактом, обман потребителей, продажи без чеков. Не получится ли так, что желание помочь микробизнесу, а ведь именно так аргументируют свою инициативу власти, отбросит Россию на десятилетия назад?
Есть и другая опасность. По словам Мантурова, места близ торговых комплексов должны предлагаться без проведения торгов, на льготных условиях и безвозмездной основе. Звучит красиво, но возникает вопрос: все ли небольшие предприниматели смогут получить личные киоски? А что, если руководство торговых центров или региональные чиновники решат раздавать «бесплатные» места только тем, кто им больше нравится? Напомним, что предложение Минпромторга — это только рекомендация, не указ с четко прописанными правилами игры. Следовательно, остается некий коррупционный зазор: когда вожделенное место кто-то сможет получить не по правилам, которых нет, а по степени близости к тем. Кто принимает соответствующие решения.
Другая проблема — эстетическая. В голове сразу возникают картинки из далеких 90-х: бабушки, торгующие у входа в ТЦ всякой мелочью, люди, примеряющие одежду и обувь на картонке. Такое, конечно, в 2023-м мы вряд ли увидим. Но верится с трудом, что микроларьки, палатки и другие формы нестационарной торговли, будут без проблем вписаны в архитектурный ландшафт городских районов. Для этого придется поработать над единым форматом таких объектов, а такого распоряжения никто не давал.
Наконец, зачем торговым центрам, внутри которых как правило представители крупных сетей и так торгуют одеждой и едой, «плодить» себе конкурентов в ларьках по-соседству?
Впрочем, некоторые эксперты считают, что названные проблемы — разрешимы. Предложение устанавливать киоски возле торговых центров не нужно воспринимать, как возврат к прошлому, считает управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. По его словам, это могут быть очень современные и красиво оформленные торговые ряды, отдельные места, которые только привлекут дополнительный трафик в торговые центры.
«Новые торговые точки, где могут продавать свою продукцию фермеры или локальные производители товаров повседневного спроса, могут привлечь людей. И бизнес получит новые возможности для торговли, особенно, если такие локации будут предоставляться бесплатно, — считает он. — Понятно, что потратиться на дополнительные площади придется самим торговым центрам, причем отчитаться об этом они должны к началу лета. Хотя это и рекомендация, но Министерство наверняка проверит, как это будет исполняться».
В последние годы мы наблюдали процесс консолидации рынка, говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Каналы реализации продовольственных товаров сжимались: уменьшилось количество рынков, ярмарок, торговых павильонов, нестационарных объектов, мест лоточной торговли и региональных сетей. В этой ситуации, по его словам, малым и средним производителям было все сложнее реализовывать свою продукцию.
«Реальная эффективность инициативы будет зависеть от глубины ее проработки со всеми заинтересованными сторонами в плане исключения бюрократических барьеров, установления выгодных и для предпринимателей, и для ТЦ условий работы», — подчеркивает он.