Швеция готовит закон, разрешающий строительство большего количества атомных электростанций для увеличения производства электроэнергии в скандинавской стране и укрепления энергетической безопасности, заявил в среду премьер-министр Ульф Кристерссон.
Отмечается, что Кристерссон сделал расширение производства ядерной энергии ключевой целью своего правого правительства, стремящегося обратить вспять процесс постепенного закрытия нескольких реакторов в последние пару десятилетий. Из-за этого страна в большей степени стала полагаться на возобновляемую, но иногда менее предсказуемую энергию.
Коллизия предложения заключается в том, что в законах страны об охране окружающей среды указывается потолок из десяти реакторов. При этом атомные электростанции могут быть построены только там, где уже есть реакторы (это АЭС Форсмарк, Оскарсхамн и Рингхальс). Предложенная мера фактически позволит снять это ограничение. Как подчеркнул Кристерссон, «мы пойдем в Риксдаг (парламент Швеции – «МК») с предложениями по строительству атомных электростанций в большем количестве мест».
Предложение о внесении поправок в Экологический кодекс сейчас разослано на консультации сроком на три месяца. По данным правительства, поправка к закону должна вступить в силу в марте 2024 года.
По словам министра климата, правительство хочет, чтобы реакторы можно было строить там, где они принесут наибольшую пользу. Речь может идти и о реакторах меньшего размера.
Шведские аналитики высказывают мнения, что подобная мера (даже если она будет принята) займет долгое время, а также может натолкнуться на массовое отторжение подобного нововведения. Да и минусов видится пока больше, чем плюсов.
В шведской газете Dagens Nyheter аналитик Йонас Фреберг утверждает, что в прошлом атомной электростанции требовалось от 40 до 50 лет, чтобы окупить себя – при все более значительных колебаниях цен на электроэнергию новая атомная энергетика может быстро стать убыточной. Учитывая то, что все-таки именно игроки рынка, а не политики будут строить АЭС, вряд ли кто-то согласится инвестировать в спорный проект.
Важный аспект: для любого игрока, осмеливающегося инвестировать в ядерную энергетику, необходимо прочное межблоковое энергетическое соглашение. Как утверждается, нет никаких признаков того, что он находится в процессе создания. Последнее широкое энергетическое соглашение от 2016 года объединило все партии в Риксдаге, кроме шведских демократов.
Риск аварий также остается одним из наиболее чувствительных вопросов. Именно из-за этого могут разрастись местные протесты вокруг строительства новых АЭС, что потянет за собой апелляции и длительные судебные процессы. Складывая все это, эксперты утверждают, что ядерная энергетика в этой скандинавской (и одной из самых экологичных) стране появится не раньше 2035 года.
Но все же остается удивительным тот факт, что Швеция уже всерьез поворачивает к «неэкологичным» видам энергии. Все дело в кризисе, который не так сильно ударил по самой Швеции, но все же спровоцировал неадекватное повышение цен на электроэнергию.
Еще в начале декабря премьер-министр страны призывал людей использовать меньше электроэнергии из-за наступления холодов и, соответственно, повышения спроса. В тот момент даже была остановлена одна из крупнейших АЭС в стране. Ульф Кристерссон тогда честно признался: «По мере того, как становится холодно, риски просто намного, намного выше, и ситуация еще больше ухудшается, буквально говоря, когда остановлен крупнейший в Швеции атомный энергетический реактор Оскарсхамн-3».
Власти отмечали, что раньше шведы экономили ради экономии, теперь же граждан призывают экономить «для снижения риска отключения электроэнергии».
Однако несогласие уже начало проявляться среди шведских чиновников. Например, представитель «Партии зеленых» Пер Болунд в письменном комментарии шведской газете отметил: «постыдно», что правительство выдвигает предложения, которые не решают никаких проблем в ближайшем будущем.