У россиян возникает все больше проблем с приобретением автомобилей в Казахстане

Местный рынок привлекает граждан РФ ценами, но пугает сложной схемой

Ввоз автомобилей в Россию из Казахстана достиг невиданных размеров. Уход из нашей страны целого ряда иностранных автопроизводителей создал огромную брешь на рынке, которую теперь заполняют машины, ввозимые по параллельному импорту. Некоторые же решили пойти по простому пути: приобретать машины непосредственно в казахстанских автосалонах. Однако это оказалось не так уж легко.

Местный рынок привлекает граждан РФ ценами, но пугает сложной схемой

Всего, по данным ФТС, за январь-сентябрь прошлого года в Россию завезли 6,5 тысячи авто из Казахстана. Причина подобного явления очевидна: в России практически не осталось возможности купить многие иномарки. В казахстанских же автосалонах машин стало продаваться больше. Еще осенью фиксировался рост продажи авто в республике более чем на 20%. За год в Казахстане продали свыше 100 тысяч новых автомобилей, из которых только около 7% оказались затем в РФ. Поэтому дефицит авто в стране вызван больше единовременно подскочившим внутренним спросом

С момента введения антироссийских санкций Казахстан занял довольно прагматичную позицию. Присоединяться к санкциям казахстанское руководство не стало, но и открыто помогать России в их обходе тоже не намеревается. Поэтому иностранные заводы востребованных в СНГ автомобилей марки Toyota, Kia и Hyundai после приостановки их деятельности в РФ не только продолжили полноценную работу в Казахстане, но и планируют расширяться.

Примечательно, что одну из пользующихся большим спросом моделей Hyundai Solaris (собираемой в Казахстане под именем Accent) собирают частично из российских комплектующих, которые либо остались на складах после ухода из страны автопроизводителя, либо продолжили производиться специально для казахстанских заводов.

Покупателям из России оказались интересны и китайские автомобили, которые можно приобрести и на родине. Суть в том, что в Казахстане все автомобили стоят сейчас дешевле,чем в России. Российские цены на авто считаются самими высокими в Таможенном союзе. Например, Kia Sportage в Казахстане стоит 1,7 млн рублей, а в России цена автомобиля стартует от 3 млн рублей.  Китайский же кроссовер Geely Coolray стоит около 12,5 млн тенге, то есть 1,5 млн, что на полмиллиона дешевле чем в РФ. В целом, разница в цене разных китайских марок может доходить до 40%.

Интерес россиян вызван не только относительно невысокой стоимостью «китайцев». Российских покупателей казахстанский авторынок привлекает и китайскими автомобилями, не представленными в России. С декабря в Казахстане продают две модели китайской марки Changan, отсутствующей в российских автосалонах.

Кажется, что Казахстан становится неким спасательным кругом для автомобилистов, заинтересованных в дешевых и недоступных в РФ машинах. Вдобавок к популярным моделям, собираемых в республике, в автосалонах еще остаются и многие другие иномарки. Однако купить авто из Казахстана оказалось не самой простой и не самой дешевой задачей.

Приобрести в России собранные на казахстанских заводах иномарки официально через дилеров не получится. Поэтому у россиян есть только два способа купить машину: ехать за авто в Казахстан и везти его затем через границу, либо использовать посредника-перегонщика, который за деньги сделает это сам.

В первом случае российские граждане сталкиваются с хитросплетениями казахстанской бюрократии. Платить за машину нужно будет в тенге, для чего потребуется денежная конвертация с 2% комиссии. Без казахстанского банковского счета это сделать не получится, а для него необходимо будет представить ИИН (казахстанский ИНН), который также надо будет оформить заранее, уведомив об этом российское государство. К тому же, большой перевод может заинтересовать соответствующие органы, так что еще надо быть готовым и к объяснениям перед сотрудниками.

Дилеры под надуманным предлогом могут отказать россиянину в покупке машины, ссылаясь на отсутствие у стран единой базы электронных ПТС, несмотря на то, что оба государства входят в Таможенный союз. Аналогичная ситуация наблюдается и в Белоруссии. Причину отказов продавцы не скрывают: если авто попадет в Россию, то дилерские сервисные центры обслуживать его физически не смогут.

Так как человеку с российским паспортом машину не продадут, будет нужен местный посредник, на которого сначала оформят машину. Как правило, найти его нетрудно, объявлений достаточно. Но такая услуга, стоящая 15-20 тысяч рублей, чревата аферой. Так что приходится проверять – не является ли житель Казахстана, например, должником, у которого сразу же после оформления машины в салоне ее конфискуют в счет государства. В случае успеха посредник через официальный договор купли-продажи окончательно передает ключи от авто в руки настоящего покупателя.

Всего самостоятельная покупка машины в Казахстане с учетом посредника, утилизационного сбора, получения СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции), электронного ПТС, и для спокойного прохождения таможни – документа от продавца о ввозе и выпуске авто в Казахстане с полной уплатой ввозной пошлины, может обойтись россиянину в сумму более 100 тысяч рублей (сверх стоимости автомобиля). Если же российский покупатель решил облегчить себе задачу за счет услуг перегонщика, который и купит, и оформит, и доставит машину в Россию, то заплатить нужно будет уже почти пол-миллиона рублей.

И фактически получается, что покупка авто в Казахстане едва ли выходит дешевле. Кроме того в Казахстане уже анонсировали рост цен на авто и пошлины с учетом роста МПР. Поэтому заявления некоторых казахстанских политиков о том, что россияне скупили все автомобили, скоро могут стать неактуальными. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28946 от 10 января 2023

Заголовок в газете: Дешево, но сердито

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру