С 1 января подорожает алкоголь: назван продукт-рекордсмен по росту цены

«Проблема не в высокой стоимости спиртного, а в низких зарплатах покупателей»

С 1 января 2023-го в России подорожает спиртное. Минфин принял решение проиндексировать минимальные розничные цены (МРЦ) на алкоголь. Подорожает водка, коньяк, бренди. Наиболее существенно подрастет в цене игристое вино: плюс 70 рублей к текущей минималке в 169 рублей. Рост стоимости проходит под знаком борьбы с контрафактом и нелегальной спиртной продукцией. Власти убеждены, что именно МРЦ может защитить граждан от опасного фальсификата. Но так ли это?

«Проблема не в высокой стоимости спиртного, а в низких зарплатах покупателей»

Дискуссии на тему «есть ли польза от МРЦ» ведутся постоянно. На сегодняшний день ситуация такова: в России действует минимальная розничная цена на водку, игристые вина, коньяк и бренди. Введение минимальной цены – мера неоднозначная, но направлена она именно на борьбу с контрафактом.

Если говорить о повышении минимальных цен в наступающем году, то водка подорожает на 20 рублей за бутылку 0,5 литра. Сегодня самая дешевая «беленькая» в легальной рознице стоит 261 рубля, а будет – 281. Вместе с тем порядка 140 рублей (больше 60%) в этой стоимости составляют налоги, которые государство снимает с производителя еще до того, как он произвел эту бутылку: акциз и НДС (которые также вырастут с января будущего года). Также увеличится цена на спирт, расходы на бутылку, на этикетку, на пробку. Стоимость бренди вырастет с 348 до 375 рублей, коньяка — с 480 до 517 рублей.

Ну и своеобразным напитком-лидером, который подорожает сильнее других, станет игристое вино. Его минимальная стоимость с 1 января вырастет на 70 рублей - со 169 до 239 рублей за 0,75 литра. Но этому есть объяснение. По каким-то причинам много лет государство не повышала стоимость минималки. Установили ее в 2005-м. С тех пор она была проиндексирована всего один раз на 4 рубля. Получается, что нынешняя индексация восстановит статус-кво.

Рост минимальной стоимости не коснется маргинальных слоев населения, рассказывал член Гильдии маркетологов, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин. «Они и так пьют самогон и всякие заменители нормального алкоголя. Им все равно, что пить, лишь бы было. Небольшая доля низкооплачиваемых слоев населения, может быть, будет брать «левые» напитки, которые дешевле», – отмечал он.

С этим мнением согласен и директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, никакого негативного влияния ни на потребителей, ни на алкогольный бизнес рост минимальной розничной стоимости не окажет. А вот в выигрыше окажется только государство.

«Каждый год в России устанавливается новая «минималка» на алкогольные напитки. Между тем, алкоголь – это такой же продукт, как и любой другой. В юридическом смысле он и прописан как пищевой продукт. В 2022-м продовольственная инфляция составила 15-16%. Вместе с тем средние цены на ту же водку выросли на 6%, на тихие и игристые вина на 12%. Получается, что уровень роста цен на легальный алкоголь отстает от уровня продовольственной инфляции», – говорит собеседник «МК».

Вместе с тем понятно, что любой, даже незначительный рост цен неприятен для потребителей. Но эксперт привел интересные данные: по его словам, примерно 10 лет назад население России разделилось на две социальные группы. Одна, а это примерно 80-85 млн взрослых граждан, приобретает легальную продукцию в легальных магазинах, которую производят легальные заводы. Вторая группа, около 20 млн граждан с очень низким уровнем жизни, с зарплатами до 20 тыс. рублей в месяц, которые никогда не покупают легальный алкоголь, а берут напитки в нелегальных торговых точках по цене в два раза ниже, чем легальные.

«Эта продукция и эти люди не пересекаются на легальном рынке, – продолжает Дробиз. – Более того, всю контрафактную продукцию потребители с низкими доходами покупают абсолютно осознанно. Их никто не обманывает. Каждый, кто заказывает алкоголь в интернете или покупает его в нелегальной точке знает, что это за товар. Из этих потребителей не надо делать жертв бизнеса. Они жертвы государства или коммерческих компаний, в том смысле, что у них низкие зарплаты», – считает эксперт.

Между тем, после роста минимальных розничных цен подорожают и напитки других ценовых категорий. Но, согласитесь: даже если бутылка коньяка за тысячу рублей подорожает на 50 рублей, это не станет проблемой для тех, кто может себе позволить такой напиток.

Читайте также: "Эксперты назвали продукт, который резко подорожает к Новому году"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28943 от 29 декабря 2022

Заголовок в газете: Алкогольный минимум

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру