Косарев рассказал о гигантских объемах контрафактного алкоголя: эксперт назвал причину

«Минимальная цена бутылки водки сегодня запредельно высокая для жителей сельской местности»

Если кто-то считает, что лицензирование товара плюс цифровизация всей страны сразу наведут порядок в нашей экономике, то он глубоко ошибается. Такой вывод можно сделать из выступления главы производителей алкогольной продукции Игоря Косарева на Совете Федерации. Он сообщил, что рынок нелегального алкоголя по-прежнему процветает, составляя 20-25 % от общего оборота. 

«Минимальная цена бутылки водки сегодня запредельно высокая для жителей сельской местности»

За семь лет неустанной борьбы с пьянством и алкоголизмом (выражаясь терминами горбачевских времен), а на самом деле выявляя нелегальный алкоголь, в бюджет страны удалось вернуть около 600 миллиардов рублей. Результат впечатляющий, но почивать на лаврах явно рано. В России до сих пор остается 20-25 % нелегального оборота крепких спиртных напитков.

Здесь слабое звено – лицензирование торговых предприятий в сельской местности и оборот медицинского спирта. Как показывает практика (рейды правоохранительных органов и общественности), 90% контрафакта тотально выпускается именно из медицинского спирта, который не облагается налогом.

Сама нелегальная продукция (на основе медицинского спирта) в основном реализуется в сельской местности. Тамошние магазины, как правило, вообще не в состоянии торговать «нормальным» алкоголем.

Как и в горбачевские времена, в борьбе с зеленым змием мы малость переборщили, считает Косарев. Ужесточили правила и контроль таким образом, что магазины сельпо их просто не в состоянии выполнять.

Например, размер пошлины на оплату лицензии одинаковый, что у торговых сетей с большим количеством магазинов, что у крохотной торговой «точки» в деревне, где всего-то полтора десятка домов. Таким образом, в России порядка 71 тысячи населенных пунктов в глубинке не имеют магазинов, где продаются лицензионные алкогольные напитки.

Также на селе спиртным запрещено торговать (и получать лицензию) индивидуальным предпринимателям. На которых по большому счету и держится вся торговля – они на 80 % обеспечивают продуктами питания деревенских жителей.

Чтобы решить эту проблему, в алкогольной отрасли подготовлен законопроект, который Госдума может рассмотреть уже в весеннюю сессию. В частности, документ предлагает уменьшить плату  за выдачу лицензий сельмагам.

Официально в сельской местности проживает 35% россиян, а по статистике они выпивают только 10% алкогольной продукции. Что весьма сомнительно, поскольку, как мы знаем, в деревнях выпить любят. Но пьют заинтересованные сельчане не легальные крепкие спиртные напитки, которые им предлагает наша индустрия, а самогон.

По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, лицензия стоит 60 тысяч рублей в месяц. Чтобы отбить затраты на ее получение, от продажи водки (ничего другого в деревнях не потребляют) необходимо выручать минимум по 5000 рублей в месяц. Что весьма сомнительно. Поскольку минимальная цена бутылки со следующего года установлена в 281 рубль – для села дороговато.

- Бутылка самогонки стоит 50 рублей, - говорит он. – Крестьянин купит ее, а не станет выкладывать три сотни за легальную водку. К тому же, из самогонки можно сделать любую настойку.

Вадим Дробиз предлагает снизить стоимость лицензии в 10 раз или вообще сделать ее бесплатной для села. Только для того, чтобы там хотя бы просто присутствовал легальный алкоголь и у покупателя был выбор.

В беседе с «МК» заместитель председателя «Опоры России» Алексей Небольсин согласился с тем, что такая проблема для сельской глубинки действительно существует.

- Чтобы получить лицензию на торговлю спиртным, магазин кроме всего прочего должен иметь торговую площадь не менее 50 квадратных метров и уставной капитал в 800 тысяч рублей, - пояснил он. – Эти требования практически невыполнимы для деревенской «точки». К тому же, необходим устойчивый интернет, который в реальном времени подтверждал бы движение товара – его прием и продажу. По этим причинам в глубинке и процветает торговля паленой водкой или самопалом. Главная проблема – соответствие предъявляемым к деревенским магазинам общим требованиям и возможность подключения к системе ЕГАИС. Что очень часто и создает непреодолимую преграду для деревенской розничной сети. Нужно законодательно снимать такие барьеры.

- Эти меры дадут «зеленую улицу» продажам легального алкоголя?

- По правде говоря, не уверен. Минимальная цена бутылки водки сегодня запредельно высокая для жителей сельской местности, где доходы, как правило несравнимы с городскими. Разрешат в деревнях продавать «официальную» продукцию или не разрешат, результат, скорее всего, будет один. Из-под полы станут продавать дешевую паленую водку. Здесь нужен комплекс мер, в том числе и снижение акцизной нагрузки для производителей алкогольной продукции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28938 от 22 декабря 2022

Заголовок в газете: Зеленый змий деревенского розлива

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру