- На Украине объявлена чрезвычайная ситуация в связи с выходом из строя 50% энергетических мощностей в результате российских ракетных ударов. Можно ли считать, что Незалежная находится на грани блэкаута?
- Полный или частичный блэкаут на Украине и так периодически наступает. С середины октября веерные отключения электроэнергии в стране фактически превратились в ежедневную практику.
В конце ноября после российских ракетных ударов Киеву пришлось впервые в истории отключить энергоблоки всех трех атомных электростанций: Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Тогда же подачу электроэнергии прекратило большинство ГЭС и ТЭС. В результате было обесточено более десятка областей Незалежной.
Возникли перебои в работе транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры: из-за задержек с отправлением поездов по железнодорожным магистралям украинцам пришлось в срочном порядке задействовать дополнительные тепловозы.
Более того, повреждения энергосетей затронули Киевский метрополитен, составы которого приходили на станции с большим опозданием, а Харьковское метро вообще на некоторое время полностью прекратило работу. Все перечисленные факты, по существу, свидетельствуют, что если не блэкаут, то энергетический коллапс на Украине уже давно наступил.
- Киев рассчитывает на то, что электроэнергии подбросит ЕС. Но европейцы и сами сейчас находятся в незавидном энергетическом положении. Согласятся ли они поделиться электричеством с украинскими потребителями?
- Переток электроэнергии из Европы на Украину уже идет. Поставки осуществляются из Польши и Венгрии, а также из Румынии через территорию Молдавии.
В октябре ряд участников ЕС пообещали предоставить Незалежной не менее 400 генераторов и €1 млрд экстренной помощи для оперативного восстановления энергоснабжения. В свою очередь, представители «Укрэнерго» заявляли, что Киев прорабатывает механизм импорта электроэнергии из стран Старого Света с возможностью закупки до 600 МВт. Назывались и более высокие объемы.
Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E, к которой с конца февраля 2022 года подключены украинские распределительные линии, теоретически дают возможность наладить импорт европейского электричества.
Но страны ЕС вряд ли будут помогать Киеву в ущерб собственной экономике и населению. Природный газ, накопленный в подземных хранилищах континента и который по сей день служит основным ресурсом для производства электроэнергии, уже расходуется с повышенной скоростью. Поэтому однозначно считать, что европейские союзники Украины согласятся увеличивать нынешние объемы поставок, явно преждевременно.
- Поставки осуществляются в долг?
- Не совсем так. Насколько мне известно, существуют соглашения об аварийных перетоках электроэнергии в случае отключения украинских потребителей от электричества.
На деле это происходит следующим образом. Допустим, вследствие российского ракетного удара в некоторые районы Украины перестает поступать электроэнергия. Тогда европейские страны, с которыми заключено соответствующее соглашение, налаживают экстренные поставки электричества со своих генерирующих объектов. Однако такая отгрузка носит временный характер, да и объемы поставок ведутся на минимальном уровне.
Если речь зайдет о постоянном снабжении, то Киеву придется оплачивать импорт электроэнергии из Европы на основе коммерческих сделок. Конечно, не исключено предоставление определенных льгот, но расплачиваться за европейские поставки все же придется.
Впрочем, скорее всего, Украина будет просить о выделении кредитной линии на такие цели, поэтому расходы в итоге все равно лягут на плечи либо американского, либо европейских правительств. Заемные деньги будут ходит по кругу, и не исключено, что часть средств будет пущена Киевом на решение совсем других задач.
- Хватит ли Украине выделенных Европой объемов электроэнергии и насколько возможны поставки электричества на практике, ведь значительная доля украинской инфраструктуры разрушена?
- В этом и заключается главная проблема. Даже при всем желании Европа не сможет закрыть украинские электроэнергетические дыры.
Россия наносит удары не по генерирующим объектам, а по сетевому хозяйству — подстанциям и трансформаторам. Разрушить турбины, находящиеся внутри электростанций, затруднительно, но относительно несложно вывести из строя линии передач, что также приведет к отключению потребителей от питания.
Российская стратегия заключается в том, чтобы вынудить украинские сетевые компании самостоятельно выключать рубильники. В отличие от газа и нефти, электроэнергию нельзя хранить или откладывать про запас — она должна постоянно перемещаться от генерирующего объекта к потребителю. Те поставки, которые сейчас осуществляются из Румынии, Польши и Венгрии, снабжают лишь приграничные районы Украины и не поступают вглубь страны.
Система магистрального сетевого энергосообщения между украинскими областями нарушена в результате российских ударов. Поэтому, даже если европейцы согласятся делиться своим дефицитным электричеством с Незалежной, то до Киева эти поставки так и не дойдут.