На пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров Набиуллина была в строгом темном костюме без броши, которая развлекала журналистов весь прошлый год, но исчезла с пиджака председателя ЦБ РФ с конца февраля. Все это наблюдатели, с надеждой ожидавшие возвращения к традиции посылать сигналы рынку через стильный аксессуар, трактовали как продолжение тяжелых времен для экономики.
Между тем, в самих заявлениях Набиуллиной и присутствовавшего на заседании ее заместителя Алексея Заботкина, были интересные пассажи, в которых можно при желании найти легкую надежду на улучшение ситуации в нашей стране. «Несколько слов о годовой инфляции: в ближайшие месяцы она продолжит замедляться», — заявила Набиуллина, добавив, что в весенний период показатель может достичь уровня в 4%. При этом, уточнила глава ЦБ, это практически не будет характеризовать динамику цен «здесь и сейчас».
Между тем, здесь и сейчас инфляция под 12,5% и что заставит ее в считанные месяцы упасть в три раза – непонятно. Разве что снижение спроса и сохранение «сберегательной модели поведения населения», потому что другие известные россиянам факторы как раз стимулируют рост цен. Напомним, что с 1 декабря сразу на 9% были повышены тарифы ЖКХ, что является проинфляционным фактором в терминологии Центробанка. Эффект от этого шага уже начинает ощущаться, но полностью его все прочувствуют на собственном кошельке как раз в начале 2023 года. Впрочем, глава ЦБ на пресс-конференции признала, что риски, сопутствующие росту инфляции, все еще велики, но они связаны с ситуацией на рынке труда, ухудшением на внешних рынках и смягчением бюджетной политики (то есть, вместо экономии будут расходы).
Второй повод для осторожного оптимизма можно увидеть в прогнозах Банка Росси в отношении безработицы и вероятного роста зарплат в будущем. «Важная группа рисков связана с ситуацией на рынке труда, — отметила глава Центробанка. — Не исключено, что спрос на работников и дальше будет нарастать, как результат мы можем увидеть не только исторически низкие уровни безработицы в следующем году, но и рост зарплат, существенно опережающий увеличение производительности труда». Но и это еще не все. Падение ВВП в России по итогам года может оказаться ближе к «верхней границе прогноза». В октябре регулятор ожидал снижение этого показателя на 3-3,5%. Так вот реальная ситуация, согласно анализу регулятора, может быть лучше. «По нашим ожиданиям, спад ВВП будет близок к верхней границе, то есть скорее вблизи к 3%, но, безусловно, много зависит от того, какая будет экономическая динамика в ноябре и декабре, — указала Набиуллина, — Если она будет складываться хорошо, то ВВП может упасть и меньше 3% в этом году».
А вот в других странах и в геополитике в целом, наоборот, ситуация может быть хуже прогнозов. Так, Банк России отметил риски более существенного охлаждения мировой экономики, чем это было заложено в базовом сценарии регулятора. А эскалация геополитической напряженности, мировое снижение цен на углеводороды, эмбарго и введение «потолка» цен на нефть, потеря доходов российскими компаниями, а также ужесточение санкций ухудшают перспективы российского экспорта, создавая давление на рубль, заявила Эльвира Набиуллина.
Зашел разговор и об изменении структуры спроса на деньги. Регулятор видит, что в последние месяцы процесс девалютизации балансов российских банков продолжается. Для расчетов и инвестиций все активнее используется рубль, поэтому Банк России в настоящее время не видит необходимости вводить дополнительное регулирование в валютной сфере. При этом ЦБ РФ не обеспокоен оттоком валютных сбережений населения за рубеж. Дополнительных мер здесь не нужно, подчеркнула Набиуллина. Напомним, что деньги в страны СНГ из России в этом году полились рекой. Объем переводов из нашей страны в один только Казахстан в октябре вырос в 13 раз. Банк России эта ситуация не пугает. Там уверены, что некоторый объем валютных вкладов населения в российских банках всегда будет. Сейчас идет переход на валюты «дружественных» стран. «Появляются вклады в юанях, такой процесс идет, — пояснила глава ЦБ РФ. — И люди сами решают, в каких валютах им лучше сберегать». При этом она добавила, что регулятор не делает оценок «комфортного уровня» валютных вкладов россиян в банках.