Самый главный результат, который уже успели поднять на щит наши финансово-экономические ведомства: инфляция в ноябре упала в годовом выражении ниже 12%. Это выдается за большое достижение денежных властей — особенно если вспомнить, что по итогам мая показатель вплотную приближался к 18%.
Однако есть основания полагать, что никто из россиян, проживших здесь этот ноябрь, ходивших в магазины и плативших за услуги, этого снижения и близко не заметил. С чем, собственно, не спорит и Росстат, зафиксировавший средний рост цен по стране за месяц почти на 0,4%. Это не такой уж маленький показатель: во всяком случае, начиная с мая месячная инфляция либо была гораздо ниже, либо вовсе фиксировалась дефляция (с июня по август включительно).
Конечно, человек, не посвященный в тонкости росстатовских расчетов, может задаться вполне естественным вопросом: если в ноябре инфляция заметно выросла, как же она за год может упасть? Не будет погружаться в методические дебри, доверимся профессионалам — статистикам.
Тем более что ценовая картина ноября у них получается весьма безрадостной. Главным драйвером всеобщего подорожания снова выступают овощи и фрукты, только за один месяц прибавившие в среднем 5,58%. При этом огурцы в ноябре подорожали на 32,5%, помидоры - на 16,9%, апельсины - на 9%, свекла - на 4,5%. Правда, подсолнечное масло, крупы и сахарный песок в последний месяц осень стали дешевле на 2-4%.
Среди непродовольственных товаров больше всего прибавили в цене дизельное топливо, цветы и сухие корма для домашних животных — на 2-3%. В свою очередь, примерно на столько же подешевели компьютеры, телевизоры и смартфоны.
Услуги в ноябре выросли крайне незначительно - в среднем на 0,76%. Но у них есть свой ярко выраженный «лидер»: стоимость перелета в салоне экономкласса самолета подорожала на 13,8%.
Между тем эксперты считают более показательной не месячную, а годовую динамику. И она, действительно, очень сильно отличается от ноябрьской. Например, цены на овощи по сравнению с ноябрем 2021 года вовсе даже не выросли, а упали — на 4,08%. Зато сахар-песок в годовом измерении подорожал примерно на 21%, макароны — на 18%, масло сливочное — на столько же, молочная продукция — на 16%, рыба — на 15%.
Свои лидеры роста есть и среди непродовольственных товаров: моющие и чистящие средства выросли почти на 30%, электроприборы — на 16%, ткань — на 11%. Ну а среди услуг вне конкуренции (что совсем не удивительно) зарубежные турпутевки, взлетевшие в цене за год на 66%.
Вот такое своеобразное «снижение» инфляции оказывается у нас в стране при ближайшем рассмотрении.
Впрочем, независимые эксперты не оспаривают официальные данные Росстата. По мнению главного аналитика TeleTrade Марка Гойхмана, сдержать инфляцию по сравнению с весенним пиком позволил запуск параллельного импорта. «Продукция ушедших из РФ иностранных компаний начала замещаться товарами местных производителей, а российские импортеры стали находить альтернативных поставщиков за рубежом, - объясняет эксперт. - Всё это постепенно увеличивает товарное наполнение и способствует торможению инфляции». Кроме того, как считает Гойхман, в результате снижения реальных доходов населения сократился платежеспособный спрос, поэтому и возможностей для повышения цен стало меньше.
Между тем, согласно последним прогнозам правительства и Центробанка, инфляция в стране по итогам года будет 12-12,4%, а затем резко пойдет вниз, упав в 2023-м до 5,5%. Но главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев в столь благоприятную ценовую динамику не верит.
«У нас сохраняется высокий риск инфляционного ожидания, примернона уровне 13%. Динамика последних недель свидетельствует о постепенном росте инфляционных показателей. При этом риск дальнейшего роста цен высокий», – считает эксперт.
Он напоминает, что еще не все факторы, способные повлиять на инфляцию в этом году, «отыграны» официальной статистикой. Ведь с декабря подняты в среднем на 9% жилищно-коммунальные тарифы для населения. Плюс началось постепенное ослабление рубля, который с ноябрьских уровней в 60-61 за доллар и евро уже докатился, соответственно, до 63 и 66. Все это, безусловно, повлияет на дальнейшую динамику цен, которым наверняка предстоит новый виток повышения. Так что новые парадоксы российской инфляции — еще впереди.