— Это русские гуляют, — поясняет таксист-француз и тут же добавляет не без некоторой нотки сарказма: «Россия же богатая страна».
Впрочем, российские богачи, сибаритствующие в какой-нибудь живописной бухте, никогда не вызывали у европейцев восторга. Скорее досаду и неловкость за нашу «богатую» страну, где узкая группа «избранных» прожигает жизнь, меряясь длиной винтажных плавсредств. А народ, как всегда, выживает в условиях скачущих цен.
Почему-то именно эта сценка мне вспомнилась, когда пришла новость о том, что с 1 декабря на 9% у нас в стране вырастут коммунальные платежи, которые окажутся тяжелым бременем для простых бедолаг. Для них наступление зимы станет буквально холодным душем. Может, даже не меньшим, чем санкции для некоторых олигархов. Те хотя бы надеются на то, что их бездонные авуары рано или поздно разблокируют. У простого человека ни авуаров никаких нет и в помине, ни надежды на то, что цены — хотя бы на ту же самую «коммуналку» — отыграют назад.
И тот факт, что о предстоящем повышении объявили заблаговременно, еще в начале осени, сути дела не меняет. Вряд ли кто-то за относительно теплые месяцы успел смириться с повышением цен. Извлекать из почтовых ящиков подорожавшие «письма счастья», которые прилетят в конце декабря — начале января, все равно будет мучительно больно.
Нет, конечно, народ у нас кроткий, смиренный и многое готов простить власти имущим. Нынешний рост тарифов тоже наверняка не станет социальной драмой. Жители повздыхают и с грустными лицами станут в очередь на оплату жировок, доставая из карманов последние дензнаки. И никому не придет в голову призвать к ответу и совести алчных коммунальщиков, одернуть их резким слогом. А стоило бы!
По статистике, в России действует несколько десятков тысяч управляющих компаний (УК), занятых в основном сбором платежей за ресурсы, предоставляемые монополиями — федеральными и местными. Хотя должны, согласно уставу, обеспечивать еще уход, содержание и ремонт домовладений. Но эти обязанности представляются не столь важными, ибо не приносят дохода, а чреваты одними расходами.
Повышение же тарифов для УК — прямая выгода. Только не ясно, для чего нужны сами посредники между ресурсоснабжающими организациями и населением? Справлялось же без них государство в прежние эпохи.
Сегодня не стало ни фабрик, ни колхозов, ни труд-артелей, ни машинно-тракторных станций и прочих «пережитков» социализма. Зато растут без счета, будто почкованием, разные организации типа «рогов и копыт». И вакансии у них созвучны времени: офис-менеджер, эйчар, менпопер и прочие, о которых раньше слыхом не слыхивали.
В креслах директоров УК давно сидят бывшие начальники ЖЭКов, вокруг которых выросли целые семейные кланы и династии. Почти как у застенчивого воришки Альхена — завхоза 2-го дома Старсобеса, у которого столовались четверо братьев Яковлевичей и их упитанный кузен Паша Эмильевич.
Если приглядеться, за сто лет ничего не поменялось. К нынешним Альхенам примкнули их повзрослевшие дети, племянники, зятья, невестки, внуки. Кто-то ведь должен кормить и содержать фамильные кланы, колосящиеся на жилищно-коммунальной ниве. Поэтому увеличиваются тарифы перманентно, чтобы хватило всем понемногу!
И в «недружественных» нам США, и в «братском» Китае сотрудников в управлении ЖКХ куда меньше, притом что жилфонд в обеих странах гигантский. Как же они справляются без многочисленных посреднических контор? Как-то справляются и умудряются годами сохранять тарифы.
«Инфляция регулярно обесценивает платежи», — убеждают нас муниципальные структуры. Поэтому, мол, они и вынуждены менять время от времени тарифы. Но зарплаты и пенсии ведь тоже девальвируются! Согласно свежим данным Росстата, реальные зарплаты (с учетом инфляции) в стране упали почти на 2%. И с этих похудевших зарплат придется еще больше раскошеливаться на ЖКХ.
Поэтому считаю: в первую очередь нужно брать не с сирых и убогих, а с жирных и тучных. Тех, кто даже не заметит эти девять процентов, кто живет «под собою не чуя страны», у кого припасены в чуланах или на антресолях короба с миллиардами. Жаль, что коммунальные платежи рассчитываются не по масштабам наворованного, а по размеру жилплощади.
Уверен, многие отечественные «буратины» даже не догадываются, во сколько обходится им ЖКХ. Потому что не слюнявят последние рублики, доставая из фильдеперсового чулка, как наши старики. Эти старики за всю жизнь не заработали столько, сколько современные нувориши получают за один световой день… Вот к ним не мешало бы применить прогрессивную шкалу по оплате ЖКХ, как в налоговой сфере.
Когда же произошел астрономический разрыв в оценке труда и доходов среди разных категорий? Почему у некоторых чиновников, топ-менеджеров или «телезвезд» в десятки, сотни и в тысячи раз они выше, чем у физика-ядерщика, инженера-конструктора, медика, рядового учителя, библиотекаря, работника культуры, не говоря уже о бедных пенсионерах?
А ведь многие из них отдали всю молодость и здоровье своей стране, вкалывая на самых трудных и важных ее участках. И выйдя на заслуженный отдых, остались на своей родине, в отличие от некоторых слуг государевых, при первой же возможности сбежавших на «ненавистный Запад».
Конечно, в целом изменения в тарифах неизбежны. Но хотелось бы ясности — почему так внезапно и резко? И именно в тот момент, когда одновременно растет стоимость лекарств, продуктов, одежды, бензина. Очень многим нашим гражданам не хватает даже на самые необходимые нужды. И очень скоро им нечем будет платить за свет, воду, газ, не говоря уже о других потребностях.
Не так давно, еще находясь во властных коридорах, сегодняшний релокант Анатолий Чубайс предлагал пустить иностранных инвесторов на российский рынок коммунальных услуг и симметрично увеличить тарифы. Мол, в Европе они давно выше в разы. Слава богу, «приватизатор» отбыл в неизвестном направлении, не успев осуществить свои планы. Иначе мало кому известные типы втридорога продавали бы нашим гражданам энергоресурсы, произведенные нашими же монополиями. А деньги уходили бы на счета хитро…умных «иностранных инвесторов». Тех самых, что бороздят южные моря на собственных яхтах в окружении немыслимой роскоши. Все, за что брался Чубайс, заканчивалось сказочным обогащением узкого круга его близких и обнищанием широких масс.
В этой связи вспоминается афоризм, раскрывающий суть традиционной русской драмы: один с сошкой, семеро с ложкой. Когда на одного инициативного сбегаются тут же несколько проверяющих, которые ограничивают и сводят на нет все начинания. Это относится и к управляющим компаниям, паразитирующим на собственниках жилья.
Если уж сравнивать со старушкой Европой, что сейчас явно не в тренде, нужно начинать с повышения благосостояния российских граждан, а не с коммунальных платежей. Чтобы их стандартам соответствовали наши зарплаты, пенсии, страховки, социальные выплаты, а не наоборот. Тогда и тарифы сравняются с европейскими — сами собой.
Не мешало бы также снизить банковские ставки до 1,5–2 процентов, облегчить бремя потребительских и автокредитов, ипотеки и других займов, убивающих на корню любой бизнес. А разных мошенников из расплодившихся микрофинансовых структур вычислить и обезвредить. То есть избавить население от них и стоящих за ними бандитов, именующих себя коллекторами.
Пандемия нанесла нокаутирующий удар по малому и среднему бизнесу и без того не очень развитому. Пока не поздно, следует подумать о предоставлении им помощи и смягчении условий работы, а не только для крупного олигархата, как у нас часто бывает.
Тогда, возможно, и у нас начнется оживление, которое приведет к повышению уровня жизни. Появится средний класс, работающие взрослые и старики, плавно переходящие в благополучных пенсионеров, путешествующих по всему миру. Как на Западе и, кстати, на Востоке. К примеру, японцы, южнокорейцы, индонезийцы, малайзийцы, арабы семьями передвигаются по странам и континентам. А китайцы и вовсе стали феноменом мировой туристической отрасли XXI века.
Увы, до таких вершин нам в массе своей пока далеко. Для начала неплохо хотя бы не испытывать стресс, получая новые платежные документы. И считать дни, дожидаясь вожделенной пенсии, которой на «коммуналку» может и не хватить.