Евросоюз принял решение ограничить стоимость углеводородов из России. Санкции вступают в силу с 5 декабря. В тот же день начнет действовать эмбарго ЕС на импорт российской сырой нефти, доставляемой по морю. При этом допускается оказание страховых и прочих услуг судам, перевозящим «черное золото» из России, если его цена не превышает $60 за баррель.
Найти компромисс в вопросе уровня ценового потолка Западу было непросто. Несколько месяцев европейские лидеры вели напряженные переговоры. Руководители ряда стран ЕС подчеркивали, что такие ограничительные меры только навредят европейской экономике и усугубят энергетический кризис: дефицит нефти на глобальном рынке неминуемо спровоцирует рост цен на нефть. Одновременно с этим за более низкую цену выступали те страны, у которых есть альтернативы российскому сырью.
И все же, буквально за два дня до вступления в силу давно анонсированного потолка, договоренность была достигнута. Польша оставалась единственной страной ЕС, которая блокировала введение ограничения уровня цен, требуя сделать его гораздо более низким – $30 за баррель. Несмотря на это, был утвержден предел в $60. Потолок решили пересматривать каждые два месяца, чтобы лимит цен на нефть из РФ всегда был минимум на 5% ниже рынка. Цель: ограничить доходы России от реализации энергоносителя. Москва, в свою очередь, ранее уже не раз предупреждала, что не станет поставлять нефть в страны, которые поддержат введение этого беспрецедентного ограничительного механизма.
ЕС предполагает, что уже с завтрашнего дня судовладельцы будут отказываться от перевозок российской нефти, если ее цена будет больше $60 за баррель, из-за боязни возможных санкций. Тем более что на мировом рынке в отрасли морских перевозок доминируют именно европейские и британские судоходные и страховые компании.
Чтобы не допустить полной логистической остановки, Россия озаботилась своим собственным флотом, который сможет обеспечить транспортировку 80-90% нефти вне механизма западных санкций. Ранее западные СМИ сообщили, что наша страна в срочном порядке скупает по всему миру танкеры для транспортировки энергоресурсов морскими маршрутами. По оценкам судоходных брокеров, в этом году было приобретено более 100 судов для перевозок сырой нефти, причем речь идет об устаревших танкерах, ранее работавших с «подсанкционными» Ираном и Венесуэлой. Благодаря им Москва собирается сохранить поток нефти в Индию, Китай и Турцию — «дружественные» страны, которые станут крупнейшими покупателями российских углеводородов после введения нефтяного эмбарго, сообщила Financial Times. Официальных подтверждений тому, что Россия создает свою «топливную армаду» нет. Хотя ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что страна будет наращивать свои «цепочки поставок» нефти, не уточняя, что за этим стоит.
Возможные последствия принятого ЕС решения не могут предсказать ни страны, которые проголосовали за введение ограничения, ни Россия, против которой направлена санкция. По мнению аналитика TeleTrade Алексея Федорова, бенефициарами введения механизма «потолка цен» на российскую нефть в основном станут две категории стран. Первая – это прямые конкуренты России в поставках нефти и нефтепродуктов на внешние рынки – страны ОПЕК+, которые будут замещать российские поставки. Ко второй группе выгодополучателей можно отнести дружественные или нейтральные к России страны, которые в основном являются нефтяными нетто-импортерами. Прежде всего это Индия и Китай, которые получат возможность практически неограниченного доступа к авуарам российской нефти, да еще и по демпинговым ценам.
«Что касается проигравших, то прежде всего это члены Евросоюза, государства G-7, а также прозападные страны Азии (вроде Южной Кореи и Тайваня). Всем им придется искать альтернативу российской нефти или закупать уже готовые нефтепродукты у Индии, Китая и других стран по более высоким рыночным ценам, плюс нести более высокие расходы на транспортировку. Так что потребителям именно этих стран придется испытать на себе последствия механизма потолка цен на российскую нефть», – полагает Федоров.