С 14 по 20 ноября средняя оптовая недельная цена электроэнергии в литовской ценовой зоне биржи "Nord Pool" увеличилась на треть, со 182 до 239 евро/МВтч, по сравнению с предыдущей неделей, передает литовская газета Respublika. На прошлой неделе потребление электроэнергии в Литве увеличилось на 5% по сравнению с предыдущей неделей: с 218 ГВтч до 229 ГВтч.
«На прошлой неделе потребление электроэнергии в Литве стремительно росло, особенно в конце недели, когда температура воздуха стала отрицательной. Частично из-за увеличения потребности в отоплении потребление электроэнергии подскочило примерно на 10% во второй половине недели по сравнению с предыдущей неделей, когда температура была около 7 градусов…Хотя мы продолжаем экономить электроэнергию и используем меньше, чем в прошлом году, растущий спрос приводит к росту цен. После длительного периода стал использоваться природный газ из хранилищ в Европе, заполнение которых в настоящее время составляет более 95%», — заявил директор департамента стратегии компании по передаче электроэнергии Litgrid Лютаурас Варанавичюс.
Понятно, что ситуацию пытаются обрисовать как можно менее драматично, но реальная жизнь показывает действительную картину. Для многих она оказывается более страшной, чем на бумаге. Мы поговорили с жителями литовской столицы, которые поделились своим видением ситуации в стране.
Лилия Н.:
– Что тут сказать, все очень плохо. Я вообще в этом плане пессимист, что-то хорошее сложно даже найти. Цены выросли сильно. Например, электричество подорожало в 5-6 раз. Решила поэкспериментировать и частично купить его на бирже, но всё равно получается дорого. Обычный тариф 50 центов, а через биржу 25 центов за киловатт. Хоть это и кажется дешевле, но фактически так не получается. По крайней мере, ситуацию не сильно облегчает. Конечно, государство компенсирует, но ниже 24 центов не бывает.
Цены на продукты питания тоже ощутимо подскочили. Например, от мяса мы отказались уже давно. Я даже не могу сказать, как сильно оно подорожало. Едим в основном курицу, но и ее можем позволить себе только по праздникам. Куриная грудка раньше стоила 3,5 евро за килограмм, сейчас это уже стоит 7 евро. Однажды увидела в магазине акцию и обрадовалась. Курица снова продавалась по старой цене! Но каково было мое разочарование, когда я увидела, что это цена только за полкило.
Надо сказать, что и история с акциями тоже весьма странная. Вечером, допустим, на сайте магазина посмотрела, на что есть скидки. Идешь в этот же магазин на следующий день – эти акции, оказывается, уже не работают, это было только вчера. Скажу без преувеличения, ценники могут менять даже в течение дня. И вообще поход в магазин стал неподъёмным. На ужин, вроде, ничего особо на семью не взял, а 30 евро оставил. Это ещё учитывая то, что нас в семье не так много: дочка-школьница, мама и я. И напомню, мясо мы не едим.
Кстати, в школах питание тоже стало дорогим. Моя дочка утром уходит в школу, а возвращается только вечером (после школы ходит на разные секции). Естественно, даю ей деньги, чтобы она купила себе в школе обед. Но она сама говорит, что это слишком дорого стало, поэтому школьники в основном питаются всухомятку. Был разговор у властей о том, чтобы ввести в школах карточки на питание детей. Но их бесплатно не кормят уже давно, они просто отдельно что-то себе покупают.
Ситуация с отоплением оказалась тоже сложной. Когда повысились цены на электричество, многие решили перейти на дровяное отопление. Но выяснилось, что и дрова подорожали. Смысла в этом мы не увидели и явно это тоже не выход из ситуации.
Ещё, конечно, непонятно, почему сами люди молчат. По всей Европе люди выходят на митинги, протестуют против роста цен. У нас же вообще ситуация другая, как будто всех всё устраивает. Но напряжение и недовольство в народе все равно чувствуется. Между собой все обсуждают, что в Греции, Испании инфляция составляет, примерно, 11-13%. Они уже выходят на демонстрации, забастовки, требуют повышения зарплат. В Литве же инфляция составляет 24%, а люди молчат, только между собой эту тему обсуждают. Все ждут обновлений цен к Новому году, тогда, мол, посмотрим, что будет дальше.
Дарюс В.:
– Вообще всеми все воспринимается по-разному. На мой взгляд, значительно ничего не изменилось. Цены, конечно, растут. В ситуации с биржей – это вообще странная история. Как говорят, она накрылась медным тазом. Идея изначально была не продумана, никто даже не мог понять, о чем речь. Такое ощущение, что один политик предложил и сам не понял, как это работает. Фактически какой-то обман получается. Результата никакого нет.
Сейчас вполне привычная ситуация, когда люди за ужином сидят и стараются свет особо не включать, ужинают при свечах. То же и с электроприборами. К примеру, раньше многие практиковали приготовление каши в мультиварке. Ночью она готовится, а с утра не надо тратить на готовку время, горячая каша уже есть. Теперь же массово так не делают. Пытаются сэкономить, чтобы полдня мультиварка не стояла и не накручивала электроэнергию. Посудомойки теперь больше включают на экономный режим.
У многих предприятий тоже непростая ситуация, они вынуждены закрываться, потому что стоимость электроэнергии для них уже слишком высока. Продукция этих компаний (особенно там, где используется электроэнергия) становится не конкурентно способной.
Учебные заведения массово сейчас переводят студентов на дистанционный режим обучения именно по той причине, чтобы меньше тратить средств на электроэнергию.
Раньше, кстати, мои мама жила в своём доме, теперь же его стало дорого содержать из-за сильного роста цен буквально на все, пришлось продать дом. Сейчас она живет в небольшой квартире, это оказалось дешевле.
Топливо тоже дорого стоит, но на это даже внимания никто особо не обращает. Сейчас в районе 2 евро (а то и больше) за литр.
Ещё из жизни такой пример. Зашёл я однажды в ресторан, посмотрел на цены. Я могу себе позволить поужинать в ресторане. Но когда стейк стоит 100 евро… мне показалось как-то дороговато, мягко скажем. Но удивительно, что было достаточно много людей, которые брали стейки и за 200-300 евро. Вообще у меня сложилось мнение, что те, кто раньше ходил в рестораны – те и сейчас найдут возможность на это. Те, кто раньше покупал себе новые автомобили – сейчас тоже будут их покупать. То есть разделение «по кастам» сохранилось. Но ситуация, не скрою, сложная.