«У нас дрова, сколько себя помню, всегда хранились на улице, еще дедушка складывал их в самом конце участка в круглые поленницы, они напоминали по форме стог сена. Но сейчас, конечно, уже никто на улице поленницы не делает, все хранят дрова в сарае под замком, потому что они очень подорожали», - рассказывает Аника, жительница Кохтла-Ярве, небольшого городка на востоке Эстонии.
По словам женщины, дровами топят в основном в сельской местности. И никогда особых проблем с ними не было, как, впрочем, и особого на них спроса. Еще в прошлом году кубометр дров стоил примерно 60-70 евро.
«Эстония раньше строго соблюдала «зеленую» повестку, топить чем попало было запрещено, иначе сразу донесут соседи, и придет полиция, выпишет штраф, но сейчас такой рост цен на энергоносители, что на дрова перешли даже те, у кого дома паровое отопление и стоят газовые или электрические котлы. Все почистили старые печки, которыми сто лет не пользовались, и топят дровами», - говорит Аника.
Однако весной этого года ситуация резко изменилась. Как только эстонские политики решили отказаться от российского газа, в стране резко подскочили цены на топливо. Подорожало электричество, газ, а потом цены выросли и на менее популярные виды топлива – местный сланец, который добывают в Ида-Вирумаа, уголь и дрова.
«Сначала стали пропадать дрова с костровых площадок в лесу, их туда специально кладут лесники, чтобы туристы, которые хотят отдохнуть у костра, пожарить шашлыки, не рубили хорошие деревья. Потом наш главный лесничий выступал в прессе и жаловался, что жители деревень повадились красть дрова на лесозаготовках, а потом и вообще стали рубить молодую поросль в лесу. Ну, а сейчас, когда зима на пороге, то и вовсе стали красть друг у друга, вскрывают замки на сараях и тырят прямо оттуда», -- жалуется моя собеседница.
- А купить сейчас дрова можно?
- Да, но они жутко дорогие. Если в прошлом году по 100 евро продавали отборные дрова из Германии, то сейчас по 150 можно купить только сырую черную ольху, которая вообще не горит, а только забивает дымоход. Мои родители еще летом купили 4 кубометра березовых дров, им как пенсионерам продали по социальной цене, совсем дешево, но осенью замок на сарае сбили и часть дров украли, теперь придется покупать, как есть и по бешеным ценам.
- Вы обращались в полицию?
- Конечно, но таких потерпевших там полно, заявление у отца приняли, но сказали, что родители сами виноваты, нужно было лучше охранять: поставить новый замок и повесить видеокамеру. Еще посоветовали оставшиеся дрова застраховать, тогда, если воровство продолжится, можно будет получить компенсацию.
По словам Аники, многие жители Эстонии не понимают, что происходит в стране, по мнению простых людей, политики соревнуются в русофобии, а на плачевное положение своих сограждан и на рецессию в экономике им как будто наплевать.
- В парламенте целыми днями обсуждают только одно, как убрать русский язык из общего употребления. Хотят перевести все школы и детские сады на эстонский. Запретили делать в торговых центрах объявления на русском. Всем официальным лицам, депутатам, чиновникам, даже директорам фирм и другим специалистам теперь предписывается общаться только на эстонском. Договорились до того, что стали обсуждать в Рийгикоку (парламент Эстонии – прим.авт.), могут ли два любовника в постели говорить по-русски, если один из них должностное лицо! И весь этот бред транслировался по телевидению. Неужели у нас нет более насущных проблем? У нас в стране самая высокая инфляция в мире! И безработица растет с каждым днем, потому что предприятия из-за энергетического кризиса одно за другим закрываются. А они обсуждают такую чушь…
- Население получает какую-нибудь финансовую помощь от правительства, учитывая рост безработицы и высокую инфляцию?
- Самые бедные получают небольшие дотации на оплату ЖКХ, но разве это спасет? Недавно прочла, что вся помощь населению составила 4 млн. евро, зато наша страна оказала самую большую помощь Украине в пересчете на свой ВВП.