Как ранее говорила глава Минфина США Джанет Йеллен, максимальная стоимость российской экспортной нефти должна быть установлена на уровне $60-70 за баррель при текущих котировках марки Brent в районе $95. Именно такой порог, по мнению Вашингтона, позволит сохранить достаточные объемы сырья из России на мировом рынке, а также избежать резких скачков стоимости углеводородов. Ответ Москвы звучит крайне категорично: подписавшиеся под ценовым мораторием государства будут отключены от отечественного нефтяного крана.
Ряд зарубежных потребителей уже давно получают «черное золото» из нашей страны в минимальных объемах. К примеру, поставки в страны Северной Европы с февраля по ноябрь, по данным агентства Bloomberg, снизились на 90%. Сейчас в этом направлении отечественные производители экспортируют не более 95 тыс баррелей в сутки. В годовом выражении это всего лишь 4,75 млн тонн. Тем не менее, в целом, по оценке трейдеров, месячный экспорт российской нефти по морю и трубопроводам до сих пор составляет не менее 640 тыс. тонн в сутки (около 234 млн тонн в год). Этот объем примерно равен российским поставкам на зарубежные рынки в 2021 году. В заложенном Минэкономразвития прогнозе социально-экономического развития РФ на предстоящую трехлетку, экспорт нефти по базовому варианту вырастет до 250 млн тонн. За этой арифметикой наглядно вырисовывается факт того, что Москва уже успешно переориентировала свои поставки на «дружественные» рынки — прежде всего, азиатские. И продолжит этот процесс в следующем году.
«Только в октябре одновременно со снижением поставок нефти в государства Европы наша страна нарастила отгрузки в Турцию, Китай и Индию в 2,5 раза. Повышенные объемы сырья закупает Саудовская Аравия, затем перепродающая наши углеводороды крупным западным потребителям. При этом с начала года производство «черного золота» в России снизилось только на 2%. Поэтому даже на фоне сильного сокращения поставок участникам ЕС, повышенные объемы сырья удавалось экспортировать в страны, которых не пугают западные претензии», — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Более того, представители Запада, как полагает аналитик TeleTrade Алексей Федоров, прекрасно понимают, что искусственное ограничение цен станет поводом для продолжения диверсификации экспорта российской нефти в развивающиеся страны. «Для снижения негативных последствий такой рискованной игры покупатели подстраховываются за счет «пробного периода», который будет продолжаться с 5 декабря 2022 года по 19 января 2023 года: загруженное на морские танкеры в эти сроки российское «черное золото» не будет подпадать под предельные ценовые лимиты», — отмечает эксперт.
Аналитики сходятся во мнении, что потолок в $65-70 за баррель вполне устроит Россию. Средняя стоимость отечественного экспортного сорта Urals в последние пять лет как раз находилась на таком уровне. По словам замдиректора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгия Ващенко, если Индия и Китай не будут соблюдать требования новых санкций, то сокращение экспорта из России в объеме 1-1,5 млн баррелей в сутки компенсируется растущими мировыми котировками. «До конца года стоимость барреля может превысить $100, а в 2023 году не исключен рост цен выше $130, — прогнозирует собеседник «МК». — Таким образом, санкции будут способствовать росту экспортной выручки отечественных добытчиков и, как следствие, федерального бюджета».
Между тем, вводимое Западом нефтяное эмбарго касается не только непосредственной стоимости российского сырья, зафиксированной в контрактах. Ограничения также распространяются на предоставление услуг по страхованию морской транспортировки углеводородов: в случае превышения ценового «потолка», поставщикам может быть отказано в соответствующих полисах и франшизах. К такому условию импортеры могут отнестись гораздо пристальней. В частности, Турция уже предупредила, что с 1 декабря будет требовать от танкеров, проходящих через Босфор и Дарданеллы, страховку, без которой суда могут быть надолго остановлены в буферной зоне. «Придя к выводу, что ограничение цен на углеводороды не станет критичным для России, западные государства в дальнейшем могут утвердить верхнюю границу стоимости всех поставляемых из нашей страны товаров, что окажется намного разрушительней для отечественного бюджета, нежели нефтяное эмбарго», — предупреждает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Читайте материал «Потолок цен ЕС на российский газ оказался декоративным»