Президент ФИФА Джанни Инфантино на посвященной открытию турнира пресс-конференции заявил, что те, кто критикует Катар, не в состоянии «давать людям моральные уроки».
Маленькая ближневосточная страна подверглась на Западе разносу за свое обращение с рабочими-мигрантами и свое отношение к правам секс-меньшинств, напоминает Sky News. А внезапное решение властей Катара о запрете продажи алкоголя на всех стадионах, принятое перед самым открытием ЧМ-2022, также вызвало обеспокоенность по поводу гарантий, данных по более крупным и важным вопросам.
Но, защищая принимающую чемпионат страну, Джанни Инфантино сказал: «За то, что мы, европейцы, делали по всему миру в течение последних 3000 лет, мы должны извиняться в течение следующих 3000 лет, прежде чем начать давать людям моральные уроки. Сколько из этих европейских или западных бизнес-компаний, которые зарабатывают миллионы в Катаре, миллиарды, сколько из них обратились к властям насчет прав трудовых мигрантов? Ни одна из них, потому что, если вы измените законодательство, это означает меньшую прибыль».
Он добавил: «Сегодня я чувствую себя катарцем. Сегодня я чувствую себя арабом. Сегодня я чувствую себя африканцем. Сегодня я чувствую себя геем. Сегодня я чувствую себя инвалидом. Сегодня я чувствую себя трудовым мигрантом. Конечно, я не катарец, я не араб, я не африканец, я не гей, я не инвалид. Но я это чувствую, потому что я знаю, что значит подвергаться дискриминации, быть запуганным, как иностранец в чужой стране. В детстве надо мной издевались, потому что у меня были рыжие волосы и веснушки, плюс я был итальянцем, вот представьте. Что вы делаете тогда? Вы пытаетесь заинтересовать, подружиться. Не начинайте обвинять, драться, оскорблять, начинайте заниматься делом. И это то, что мы должны делать».
Несмотря на то, что Катар в последний момент совершил резкий разворот в отношении продажи алкоголя на восьми стадионах турнира и последствия, которые это могло иметь для других сделанных заверений, Инфантино сказал Sky News: «Я чувствую, что на 200% контролирую этот чемпионат мира, абсолютно».
Глава ФИФА также попытался преуменьшить значение алкогольного разворота катарских властей, указав, что аналогичные запреты действовали на стадионах в Шотландии, Франции и Испании.
Инфантино сказал: «Я думаю, что никогда не поздно измениться. Может быть, нам придется внести другие изменения в промежутках между другими темами, я не знаю. Но когда речь идет о безопасности людей, — вы говорили о ЛГБТ, — безопасность каждого гарантируется на самом высоком уровне страны. Это гарантия, которую мы дали, и мы ее придерживаемся».
Катарская «система кафала» представляет собой набор законов о труде, которые позволяют катарским физическим или юридическим лицам конфисковывать паспорта рабочих и запрещать им покидать страну, напоминает Sky News. Правозащитные группы говорят, что эта практика дала организаторам чемпионата мира полную свободу действий в использовании трудовых мигрантов, подвергая их изнурительным условиям труда за небольшую плату и не позволяя им вернуться домой, пока проекты не материализуются.
Поступали сообщения о гибели рабочих-мигрантов, число которых колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч за 12 лет подготовки к турниру, сообщает Sky News.
Что касается секс-меньшинств, то шариат в Катаре предусматривает наказание за однополые сексуальные отношения от семи лет тюрьмы до смертной казни через побивание камнями.
Несмотря на звучащее с Запада осуждение, ФИФА и Катар отчаянно надеются, что когда начнется собственно футбол, критика закончится. Как отмечает Sky News, Катар не получает никакого удовольствия от международной критики, которую мусульманская страна привлекла как в ходе подготовки, так и сейчас в начале первого турнира Кубка мира и теперь все, чего хотят устроители ЧМ, — это доказать миру, что критики ошибаются.
Несмотря на все разногласия, предшествовавшие этому чемпионату мира, а их было много, субботний вечер в Дохе был вечером для болельщиков. Около 40 тысяч человек собрались в главной фан-зоне города, чтобы поприветствовать турнир, подобного которому мы еще не видели: ведь это первый чемпионат мира по футболу в мусульманской стране, первый на Ближнем Востоке, и первый, который пройдет зимой.