Авторами документа являются 16 парламентариев, в том числе глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, зампред Госдумы Алексей Гордеев, замглавы комитета по информполитике Антон Горелкин.
Такой сильный законотворческий состав намекает на высокую вероятность принятия данного законопроекта с минимальными изменениями. Авторы ожидают, что он вступит в силу уже с 1 января 2023 года.
«Закон «о майнинге» прорабатывался в Госдуме еще с весны, потом в сентябре был отправлен на доработку, — напоминает председатель совета по цифровому развитию ТПП Московской области Станислав Касимов. — Тогда премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил доработать законопроект до 17 декабря. В этот раз был найден консенсус в формулировках между Минфином, ЦБ и другими участниками процесса». В результате отечественный крипторынок может стать более прозрачным и безопасным для рядовых пользователей. Но платежным средством в России криптовалюта по - прежнему считаться не будет.
«Поскольку криптовалюта вызывает вопросы с точки зрения средства платежа и Центральный банк очень жестко и на мой взгляд правильно выступает против ее использования в таком качестве, после долгих споров был выработан представленный вариант законопроекта, - рассказал «МК» один из авторов документа Анатолий Аксаков. - Но поскольку майнинг существует – это деятельность по созданию криптовалют – и происходит с использованием российской инфраструктуры, то его нужно узаконить.
Причем крупные майнеры сами говорят: «Узаконьте нас, мы хотим работать в правовом пространстве, платить налоги, в рамках разумных правил». Внесен законопроект, который дает возможность законно заниматься этой деятельностью.
Одновременно будет внесен в ближайшее время законопроект об экспериментальных правовых режимах, который позволяет в отдельных случаях, которые определены законом, использовать криптовалюты как средство платежа для осуществления внешнеэкономической деятельности».
Согласно оценке компании BitRiver, в новом законопроекте «сильные мира сего» предлагают закрепить в российском правовом поле нормы, которые будут регулировать порядок и условия по созданию (распределению) цифровой валюты, а также деятельность по осуществлению майнинга. В частности, дается определение майнинга цифровой валюты и майнинг-пула.
Также будет предоставлена возможность отчуждения (продажи) цифровой валюты в рамках экспериментального правового режима.
В текущих внешнеэкономических условиях добытые российскими майнерами цифровые валюты могут быть использованы при совершении расчетов по внешнеторговым контрактам. По экспертным оценкам, российские промышленные майнеры могут предоставлять ликвидность объемом около 240 млрд рублей в год на первом этапе. Напомним, что использование криптовалюты для оплаты товаров по «серому импорту» или для других схем, способствующих обходу западных санкций, давно обсуждается на отечественных экономических конференциях.
Как рассказал управляющий партнёр GMT Legal Андрей Тугарин, теоретически теперь каждый россиянин сможет майнить крипту, если не будет ее рекламировать и продавать внутри страны. «Даже прописали налоговые обязательства, что имеет обратную сторону: можно будет официально учитывать не только доходы, но и расходы майнеров, — отметил эксперт. – Этого они долго ждали».
Однако многие участники рынка весьма скептически смотрят на описанные в законопроекте требования и указывают, что документ вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.
Как отметил глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев, на сегодняшний день в России всё, что было связано с криптовалютами, было разрешено, за исключением двух моментов. Во-первых, нельзя было принимать крипту в качестве оплаты за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, согласно части 5 статьи 14 закона о цифровых финансовых активах.
Во-вторых, согласно 7 части той же статьи, запрещалось распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве оплаты за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
«Вы могли свободно майнить, продавать, покупать, обменивать крипту, играть на фьючерсах, организовывать обменники — их более 400 действует в РФ, если что — и биржи», — пояснил эксперт. Теперь же выходит, что «легализовали» и без того полностью разрешенный майнинг, поскольку тяжело представить, что огромный Центр обработки данных в Удомле рядом с Калининской АЭС — это «такая нелегальная постройка». Но запретили рекламировать и вообще предлагать в любой открытой форме как саму крипту, так и любые товары и услуги в целях организации выпуска и обращения оной. Сделал обменник? Предложил софт для обменника? Написал в резюме, что умеешь работать с криптой? Все это уже нарушение.
Сделки между конкретными людьми закон пока разрешает. Но любая публичная деятельность по обмену и обороту крипты будет запрещена.
Да и с майнингом все не так просто. «Мало того, что закон предлагает Правительству РФ определить требования к лицам, занимающимся майнингом, а там могут что угодно написать, так еще и за каждый добытый биткоин придется отчитываться перед налоговой с информацией об «уникальной последовательности символов, используемых для учета операций с цифровой валютой», — подчеркнул аналитик.
Причем если раньше вы могли легко и совершенно законно продать намайненное в любом обменнике, то теперь это будет запрещено — еще бы, обменников-то не останется! И реализовать цифровую валюту можно будет на иностранных биржах без применения валютного контроля, что бы это ни значило при переводе крипты, с непонятно вообще как получаемыми обратно в РФ деньгами. «Вы считаете это легализацией? — поинтересовался Менделеев. — Я считаю это запретом на профессию».