Компании, которые проводят исследования продуктового рынка, изменение поведения потребителей, часто используют такой термин как «лекарство от стресса». Так условно называется группа товаров, продажи которых растут во время кризиса, в моменты серьезной неопределенности. Потребитель, образно говоря, «заедает» или «запивает» стресс, покупая алкоголь (преимущественно это сладкие, праздничные напитки), кондитерские изделия (торты, конфеты, пирожные, шоколад), а также бакалею – макаронные изделия, крупы. Именно эти категории выросли за 10 месяцев этого года на 12% (все вместе, объединенные в условную группу «лекарства от стресса»).
Можно сказать, что первая причина роста потребления слабого алкоголя – желание людей на сложном новостном фоне чем-то себя порадовать, устроить небольшой праздник, отвлечься, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко. Кстати, именно этим поведением потребителей объясняется и тот факт, что на фоне падения в секторе услуг растут такие направления как развлечения. Россияне более активно посещают мероприятия и заведения, которые могут помочь на время дистанцироваться от тревожных или вовсе плохих новостей, забыть о них.
«Вторая причина роста продаж шампанского, игристых вин и ликеров – желание сделать запасы, — считает собеседник «МК». — Кто-то приобретает дорогие напитки, так как из России ушли западные бренды, кто-то решил таким образом вложить средства, избежать роста цен, купив необходимое в большем объеме. Ведь наши граждане традиционно уверены в том, что в ситуации нестабильности цены будут продолжать расти, и будет разумно купить необходимое впрок. Тем более, что алкоголь хранится долго и будет нужен в период длинных новогодних праздников».
Другого мнения придерживается директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, потребителей в этом году в стране было больше, поэтому и спрос так вырос. «В этом году средний класс не выезжал 2-3 раза на отдых в другие страны, как было всегда. Они остались в стране и поэтому потребление выросло. Другой фактор — кризис. В кризис всегда растет спрос на алкоголь», — сказал он.