Замороженная индексации пенсий работающим — долгоиграющая пластинка. Так сказать, старая песня о главном. Это не первый законопроект, скажем так, на данную тему и, скорее всего, далеко не последний — не раз и не два уже предпринимались попытки добиться справедливости для пожилых трудящихся от разных думских фракций и сенаторов Совета Федерации. Все их инициативы отличались в каких-то деталях, но по внутреннему содержанию были похожи: разрешить индексацию работающим пенсионерам, на которую был введен мораторий в 2016 году. Вводился он как временная мера на волне тогдашнего кризиса, чтобы сбалансировать федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда.
Но, как известно, в России нет ничего более постоянного, чем временное. Пару лет назад с думской инициативой о снятии моратория на индексацию согласился даже Владимир Путин, поручивший правительству изучить этот вопрос. Вопрос, судя по всему, изучили, а ответ на него — как видим, и ныне там. Уважительная причина отказа, по мнению правительственных чиновников, в том, что индексация нарушит равенство в доходах наших ветеранов. Кто не работает, тот на старости лет будет получать существенно меньше того, кто продолжает трудовую вахту. Ведь ему индексируют пенсию и он к тому же еще получает зарплату, которая, по данным Росстата, ежегодно увеличивается.
Между тем, по данным Пенсионного фонда, в России более 8,5 миллиона работающих пенсионеров, из них более 7 миллионов получают страховую пенсию по старости. Авторы законопроекта предлагали исполнительной власти с 1 января будущего года провести перерасчет страховой пенсии по старости работающим, исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента (10 вместо 3), а также возобновить индексацию этих выплат.
Кабмин ожидаемо ответил, что «выплата страховой пенсии работающим гражданам без учета индексации соответствует основам обязательного пенсионного страхования». И что реализация законопроекта потребует дополнительных ассигнований в 2023 году в размере 538 млрд рублей. А в думском документе не определены источники покрытия этой суммы.
Конечно, в нынешних непростых для отечественной экономики и федерального бюджета условиях трудно было рассчитывать, что правительство возьмет и поддержит эту инициативу. Ведь проект бюджета на ближайшую трехлетку предусматривает дефицит, «лишних» денег на индексацию попросту нет.
О перспективах снятия моратория спрашиваем Людмилу Иванову-Швец, доцента кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Плеханова.
— В думском законопроекте содержится идея пересчета страховой пенсии, исходя из максимального коэффициента 10 вместо 3. Такой механизм мог бы сработать?
— Сегодня работающим пенсионерам, независимо от того, сколько они отчисляют в Пенсионный фонд, идет индексация не более трех пенсионных баллов в год. Даже если по своим взносам он заработал 10 баллов, ему оставляют только 3. Более того, стоимость пенсионного балла рассчитывается на момент выходя на пенсию. Если он вышел в 2017 году, балл стоит на уровне 2017-го, а не 2022 года. Идея в законопроекте хорошая, может быть, правительство и возьмет ее в разработку. Ведь пенсионеры работают на разных должностях, вносят в Пенсионных фонд разные отчисления, а все ограничены тремя баллами.
— Давайте уточним: у того пенсионера, кто сегодня трудится, а завтра прекратит работу, что будет с индексацией? Пересчитают по процентам по годам или с учетом не совсем понятных пенсионных коэффициентов?
— Пенсия работающим россиянам пересчитывается каждый год и индексируется, только не выплачивается на руки. Ее пересчитывают по процентам индексации. Допустим, за 2022 год она составляет 14%. Индивидуальный пенсионный коэффициент к ним отношения не имеет и не играет никакой роли. Если человек работал, допустим, 5 лет после пенсии, а затем уволился, ему через месяц пересчитают пенсию за 5 лет по процентам индексации.
— Реально работающим в конце концов надеяться на индексацию или не стоит?
— Понятно, что у государства сейчас нет средств для такого шага. Если только трансферт из федерального бюджета. Но известно, что на будущий год он запланирован с дефицитом. Или увеличивать наши отчисления в Пенсионный фонд: идея тоже — так себе...