По словам посла Колумбии в РФ Эктора Аренаса Нейры, урожайность в самых «кофейных» регионах сократится более чем наполовину относительно показателей 2021 года. При этом производство арабики — основного сорта для страны — в текущем году упало на 22%. Рост цен подстегнут также подорожание удобрений и трудности с логистикой, включая дефицит контейнеров для перевозки кофейных зерен.
Между тем ситуация в Колумбии — лишь частность, и далеко не самая значимая для глобального рынка, если рассматривать объемы. Ключевую роль играет Бразилия, обеспечивающая порядка 40% мирового производства, далее идет Вьетнам с 20%. Доля Колумбии — около 8%, но есть очень важный нюанс: страна специализируется на арабике — и один только колумбийский фактор влияет на цены на этот высококачественный элитный сорт сильнее, чем мировой рынок в целом.
В 2021 году крупнейшими поставщиками нежареного кофе в России были Бразилия и Вьетнам: соответственно, 37% и 32% поставок, если считать по стоимости товара. Колумбия входит в первую пятерку экспортеров, с 5% поставок. При этом львиная доля конечного продукта производится внутри страны, поскольку в РФ кофе приходит в основном в зеленых зернах и далее обрабатывается. Розничные цены во многом зависят от политики ретейлеров, которые зачастую устанавливают максимально возможные наценки. Что касается ассортимента, то он в этом году заметно сократился, хотя и остается достаточно обширным. По данным NielsenIQ, с февраля среднее количество товарных позиций на полках уменьшилось более чем на 20% из-за ухода с российского рынка международных кофейных брендов. Так, швейцарская Nestle объявила о прекращении поставок Nespresso, за ней последовала итальянская Lavazza.
«Глобальный рынок кофе отличается высокой волатильностью, поскольку критически зависит от погодных условий и перспектив урожая в странах-производителях, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Весной явные сложности возникли у Бразилии, где текущий урожай сократился из-за прошлогодних сильных заморозков (а до этого — засухи). Это привело к серьезному ценовому скачку, причем по всему миру, не только в России. Сейчас назревает очередной подобный сюжет, на сей раз связанный с Колумбией. Кофе — биржевой товар, как и нефть, а значит, фьючерсы устремятся вверх».
И поскольку фьючерс является контрактом между продавцом и покупателем о поставке товара через оговоренный период времени (например, через два месяца) и по заранее определенной цене, кофе в зернах придет в Россию уже подорожавшим. Даже если ситуация в стране-производителе успеет нормализоваться, отмечает Масленников. По его словам, для России проблема состоит в следующем: на арабику, которой отечественные ретейлеры и потребители отдают явное предпочтение, мировые цены растут быстрее, поскольку это маркерный, эталонный сорт, как и нефть марки Brent. А сорт робуста, не слишком популярный в РФ, практически не дорожает.
«Впрочем, кофе все же не нефть, котировки бьют не по всему населению и экономике, а только по конкретной категории потребителей. Хочешь пей, хочешь не пей, — рассуждает собеседник «МК». — В конце концов, есть заменители, можно перейти на растворимый кофе, на худой конец цикорий. Конечно, настоящий фанат будет покупать по любой цене, но тут возникает вопрос доступности: какие-то товарные позиции исчезли из продажи. Что касается ретейлеров, у них своя логика: они стремятся сохранить прежние массовые объемы реализации. При росте закупочных цен на сырье выигрывает тот, кто начинает прибегать ко всевозможным, причем абсолютно законным манипуляциям. Скажем, добавляет молотый кофе в растворимый. Рядовой неискушенный потребитель покупает эту смесь более охотно, поскольку она расходуется намного медленнее, чем тот же объем высококачественной (и дорогой) арабики в зернах».