На завершившейся в Москве плодоовощной выставке достижений отмечалось, что по посевным площадям открытого грунта зафиксировано некоторое падение, на 1,2 %. «Отличились» такие культуры, как капуста, лук репчатый, морковь и свекла. Узнаете? Это наш борщевой набор.
Однако сами овощеводы призывают нас не посыпать голову пеплом в знак печали. По мнению директора рассадного комплекса Ирины Мурашовой, у россиян меняется структура потребления, рацион питания. Например, картофеля, нашего традиционного «второго хлеба», за последние годы мы стали потреблять аж в два раза меньше.
Зато «поднавалились» на другие овощи, которые раньше считались экзотическими. Лук-порей идет на смену лука репчатого. На Западе это самая ценная овощная культура, существует около 200 домашних рецептов его приготовления. Впрочем, он и в России становится популярным. В магазине килограмм порея стоит 350 рублей, дороже свинины.
Активно используем сельдерей. Распробовали салаты. Не те, которые домохозяйки традиционно резали из огурцов и помидоров, обильно поливая майонезом. Речь идет о листьях настоящих салатов – низкокалорийных, ароматных и вкусных. Так, ромен мы видим уже не только в гамбургерах, но и на своем обеденном столе. А еще в арсенале рукола, шпинат, айсберг…
Как говорится, свято место пусто не бывает, мы дрейфуем в сторону европейских ценностей в еде. Идет определенное замещение продуктов из потребительской корзины.
Вот, этих самых овощей, которые в статотчетности фигурируют в графе «другие овощи», мы стали производить (и соответственно, потреблять) больше.
Сама жизнь за окном подталкивает нас к такой трансформации. Где раньше мы хранили свои зимние запасы овощей? В гаражах (у кого они были), в кладовке или на лоджии. А к весне добрую половину загнивших корнеплодов относили на свалку.
Сегодня далеко не каждый связывается с мешками и сетками. Зачем, спрашивается. В супермаркетах есть все, в любое время там можно купить хоть пару морковок, хоть пол кочана капусты – для того же борщевого набора.
Краснодарский фермер, кореец по национальности, в расстройстве чувств жаловался аграрной комиссии из минсельхоза на российских женщин. Дескать, ленивые стали. Вот он уже не один десяток лет выращивал в своем фермерском хозяйстве капусту белокочанную – ранних и поздних сортов. Всегда шла «на ура». А сегодня не хотят домохозяйки резать и строгать, как в былые времена, капусту для борща, салатов или засолки. Переключились на пекинскую капусту. «Мы в Азии ее не употребляем в сыром виде. А у вас она идет сырой даже в ресторанах».
В целом, потребление овощей у нас перевалило за 100 килограмм на душу населения – при медицинской норме 120-140 килограмм.
Что нам мешает покорить этот рубеж?
Отсутствие прогнозирования по овощам открытого грунта. Во этой причине у нас и получается, то густо, то пусто. Год назад капуста с поля стоила около 40 рублей за килограмм, ее и посадили мало, и урожай выдался неказистый. В этом году ее посадили все фермеры страны в надежде, что она будет стоить под 40 рублей. А она не с поля, а в рознице – 9-11 рублей. Прогорели ребята.
Доходит до того, рассказывают аграрные эксперты, что торговые сети не дают производителям заявки на объемы, которые им необходимы. Вот сколько сажать того или сего? 500 гектар или 1500? И получается – то недобор, то затаривание. «Торговые сети даже ориентировочно не могут или не желают называть цифры».
Еще одна проблема связана с хранением урожая. Современные высокотехнологичные хранилища, с климат-контролем, могут принять только 7 миллионов тонн – из собранных в нынешнем году 2,2 миллиона. Вот, эти овощи спокойно долежат до следующей осени, когда начнется уборка нового урожая.
Но это только третья часть. А остальные две трети по ранней весне будут кормить птиц на мусорных свалках. По этой причине к весне овощи начинают резко дорожать и к нам идет импорт из Азербайджана, Турции, Израиля или Египта.
Хотя почему к весне? Уже к Новому году на овощи станут обновляться ценники. Конечно, всех нас интересуют проценты новогоднего подорожания. Аграрии не скрывают, что оно непременно будет, производители на свой товар накинут процентов 10 – как без этого?
Но окончательные цены устанавливает не производитель, а торговля. Не удивляйтесь, если что-то подскочит и на 50 %. Государство приоритеты отдает не крестьянам, а торговле.