После ограничения экспортных поставок газа из России, Европа, до последнего момента на треть зависящая от наших энергоресурсов, наслаждается собственными успехами. С каждым днем со стороны стран континента доносятся все больше радостных сообщений о высоких процентах заполняемости подземных хранилищ топлива. По данным Ассоциация операторов газовой инфраструктуры ЕС, скрытые топливные бункеры крупнейших европейских потребителей заполнены почти на 100%. Конечно, это усредненные величины: по максимуму «голубым топливом» обеспечила себя европейская элита — Германия, Франция и Италия, а у аутсайдеров, то есть стран, не располагающих подземными углеводородными резервуарами, есть причины для беспокойства. Например, бывшие страны Прибалтики, общее годовое потребление «голубого топлива» вместе с Финляндией составляет около 6 млрд кубометров, зависят от одного литовского терминала СПГ Independence. Однако эта система способна предоставить чуть больше половины требуемых объемов энергоресурсов, поэтому этим североевропейским государствам зимой все-таки придется договариваться о новых топливных источниках.
Впрочем, ни одна из стран Старого Света, скорее всего, не останется предстоящей зимой без газа — существует внутренние европейские транспортные магистрали, по которым партнеры по ЕС смогут протянуть друг другу руку энергетической помощи.
Того же не скажешь о развивающихся странах, которые из-за Европы столкнулись с дефицитом «голубого топлива» и вряд ли теперь найдут топливо по доступным ценам. Как сообщает Bloomberg. Брюссель, озабоченный собственной энергетической безопасностью, фактически отнимает газ у других государств, и переносит собственные энергетические проблемы на плечи третьего мира, представители которого и так не отличаются завидной экономической стабильностью. В первую очередь, без газа рискуют остаться Таиланд, Пакистан и Бангладеш, однако этот список с каждым днем будет только пополняться. О том, в какой степени Россия может помочь развивающимся государствам своим сырьем, ответили эксперты.
Артем Деев руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Дело даже не в том, что Брюссель в преддверии зимы и в связи с сокращением поставок трубопроводного газа из России ажиотажно закупал газ и пополнял ПХГ. Вопрос в цене. Трейдеры, наблюдая высочайший уровень цен на европейском рынке, предпочитали продавать сырье в страны ЕС, а не в другие регионы мира. Ведь в той же Азии стоимость СПГ формируются своим рынком: если в Старом Свете она выше, трейдеры направят суда сюда, а не в другие государства. Причем Индия, Бангладеш и Пакистан столкнулись с ситуацией, когда они не получают газ по ранее заключенному контракту. Трейдеру выгоднее его нарушить, выплатив неустойку, нежели продать весь оговоренный в договоре объем по более низкой стоимости. Именно в этом проблема для более бедных стран – дефицита сырья в мире нет, просто продавцы делают упор на Европу, стремясь получить высокую прибыль.
России транспортировать газ в другие регионы, кроме Европы и Китая, сложно технически: в ЕС ведут несколько газопроводов, в Китай – «Сила Сибири». Остаются поставки СПГ, но для этого нужен крупнотоннажный СПГ-флот, которого у России фактически нет. Сегодня она располагает лишь девятью танкерами для перевозки СПГ, а заказы еще на два десятка находятся таких судов под вопросом, поскольку на фоне санкций от их выполнения отказалась компания из Южной Кореи. Верфь «Звезда» в России также готова исполнять заказы, но в сотрудничестве с корейцами. Так что ситуация упирается в техническую сложность – нужен СПГ-флот, который в лучшем случае будет создан через несколько лет. Да и объемы производства СПГ в России несопоставимо меньше тех, что имеют США, Катар или Австралия».
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver:
«Разорвав энергетические отношения с Россией, Европа переключилась на альтернативных поставщиков, включая производителей СПГ. Те сами не ожидали такого всплеска спроса с ее стороны. Они продают газ тем, кто больше платит. Экспортеры в Катаре и Соединенных Штатах отказываются от заявок развивающихся стран, а заключать долгосрочные контракты не хотят из-за опасений просрочек платежей. В итоге в январе — октябре 2022 года поставки СПГ в 27 стран-членов ЕС составили 105 млрд кубометров. За аналогичный период прошлого года показатель был на уровне 64 млрд. Россия в последние два месяца поставляет в Старый Свет в среднем 62–72 млн кубометров газа в сутки через «Турецкий поток» и украинский транзит. В годовом исчислении это около 25–30 млрд кубометров в год.
России технически сложно наладить поставки в развивающиеся страны, поскольку она жестко связана газотранспортными сетями с другими регионами - Европой, СНГ и КНР («Сила Сибири - 1»). Те же Пакистан и Индия отдалены от нее географически. А если мы говорим о богатых государствах, таких как Япония и Республика Корея, то они ориентированы на поставки СПГ, да и прокладка газопроводов до их территории видится крайне проблемным и дорогостоящим мероприятием».