Дели, как и прежде, продолжает рассчитываться за поставки российских углеводородов в долларах «по обычным банковским каналам», сообщает индийская газета The Economic Times. Переход на оплату в национальных валютах задерживается по двум причинам.
Во-первых, владельцы местных заводов, перерабатывающих сырье из нашей страны, опасаются очередной волны западных санкций против России, которые по касательной могут затронуть южно-азиатскую республику. Во-вторых, как полагают в Дели, переход на альтернативные расчеты окажется однозначно не в пользу индийской экономики, поскольку товарооборот обоих государств нельзя назвать равноценным: поставки российский товаров на рынок Индии в разы больше, нежели обратные закупки. В частности, если до февраля на Индию приходилось 2% российского экспорта нефти, то к сентябрю этот показатель увеличился до 23%.
Более того, в этом году Россия вышла на первое место среди поставщиков «черного золота» на индийский рынок, оставив за собой традиционных экспортеров — Ирак и Саудовскую Аравию. И отказываться от наших энергоресурсов Дели не собирается. Как заявил глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар, который на днях посещал Москву, власти его страны намерены развивать сотрудничество с Россией, особенно в энергетическом секторе. К слову, ранее Дели говорил, что намерен сохранить долю в «Сахалине - 1» даже после того, как проект покинули остальные зарубежные участники, в том числе, американская корпорация ExxonMobil.
«Можно предположить, что именно не устраивает Дели в рублевых расчетах: объем экспорта «черного золота» из России в Индию в 2022 году может превысить $20 млрд. При этом, общий объем российского экспорта в индийскую экономику может составить по итогам года $30-32 млрд, а импорт из Индии в Россию — всего $4-5 млрд. Наблюдается чрезвычайно сильный отрицательный торговый баланс в торговле Индии с Россией. В таких условиях курс рупии к рублю будет неизбежно и сильно слабеть, нивелируя выгоды получаемые от Дели от скидок на российскую нефть», — отмечает аналитик TeleTrade Алексей Федоров.
Очевидно, что ситуация с российско-индийской торговлей в нацвалюте складывается непростая. «Стороны по сей день не смогли прийти к пониманию механизма, который бы обеспечил равный встречный спрос на рубль и рупию, — считает начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров. — Попытка ввести вместо доллара промежуточную валюту также не стала успешной. Договорятся стороны в итоге или нет, сказать трудно. Пока для российских экспортеров необходимо наращивать прибыльные поставки, занимать нишу, налаживать и расширять логистику».
С одной стороны, экономика Индии растет со скоростью 7-8% в год и остро нуждается в энергетических ресурсах. С другой стороны, Россия, из-за западных санкций и ограничений, остро нуждается в рынках сбыта своей нефти. Получается, Индия и Россия — идеальный «нефтяной союз», от которого по экономическим мотивам не отказываются. В крайнем случае при разногласиях в выборе валюты для торговли Москва и Дели продолжат торговать нефтью в долларах, пока не найдут устраивающие друг друга условия.
«Если из-за политики страны все-таки откажутся от столь выгодной друг для друга торговли нефтью, то России придется искать другие рынки сбыта и терять на скидках сотни миллионов долларов, — прогнозирует Федоров. — Правда, потери Индии окажутся гораздо больше, потому что индийские компании вряд ли найдут на мировом рынке столь дешевые энергоресурсы и лишатся сверхприбылей от перепродажи готового топлива».
Как напоминает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода, в этом году впервые о том, что Москва и Дели изучают возможность расчета в национальных валютах заговорили в апреле. Многие давали оптимистические отзывы — скоро обе страны откажутся от доллара, навредив тем самым американской экономики. «Однако, если немного углубиться в историю, то можно найти заявления, точь в точь напоминающие нынешние сентенции. Например, в 2014 году Владимир Путин на встрече с премьер-министром Индии Нарендрой Моди также говорил об активном использовании национальных валют при взаимных расчетах. Но воз поныне там. Поэтому в реализацию такой идеи в каждым днем верится все меньше».