В последний раз тарифы на ЖКУ повышали 1 июля 2022 года. Тогда, по данным Росстата, цены на водоотведение в целом по стране выросли на 5,2%, на газ — на 4,8%, на услуги по снабжению электроэнергией — на 4,6%, на горячее водоснабжение и отопление — на 4,1%, на холодное водоснабжение — на 4%. Повысить их в следующий раз государство планировало 1 июля 2023 года, однако в конце сентября Минэкономразвития объявило, что мера переносится на более ранний срок (1 декабря текущего года), и что в целом тарифы увеличатся не более чем на 9%. То есть, средний ежемесячный платеж для семьи из трех человек вырастет максимум на 324 рубля.
Что касается конкретно газа, плата за него для всех категорий потребителей повысится на 8,5% с 1 декабря 2022 года и на 7% с 1 июля 2024-го. Об этом, в частности, напомнила Федеральная антимонопольная служба, которая в своем комментарии отметила, что тарифы для населения изменятся ниже инфляции (по итогам 2022 года ожидаемой на уровне 12-12,4%).
Представители Минэнерго, обосновывая индексацию оптовых цен для промышленных потребителей, сослались на необходимость «постепенного приведения регулируемых цен на газ к экономически обоснованному уровню». По их словам, «на фоне подорожания сырья и материалов» это позволит бесперебойно добывать и транспортировать газ покупателям, а также создаст дополнительные источники финансирования капитальных вложений. Не осталось в стороне от дискуссии и Минэкономразвития. Ведомство Максима Решетникова напомнило, что «рост регулируемых тарифов на газ долгое время сдерживался — правительство РФ в последние 3 года повышало их до двух раз ниже инфляции». Ну а нынешняя индексация необходима для обновления инфраструктуры и продолжения программы газификации.
Между тем, есть и другая реальность: сегодня у России явные проблемы со сбытом природного газа, несмотря на падение добычи. За период с января по сентябрь производство снизилось на 12,1% — до 428 млрд кубометров. В свою очередь, экспорт в страны дальнего зарубежья по итогам 10 месяцев обвалился на 42,6% — до 91,2 млрд кубометров даже несмотря на стабильные поставки в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В свою очередь, в результате стагнации экономики спрос на «голубое топливо» на внутреннем рынке с января по сентябрь упал на 5,6%.
«Этот провал надо каким-то образом компенсировать, причем срочно, — поясняет Деев. — Поэтому и было решено повысить тарифы на 8,5% для всех категорий потребителей уже в 2022 году, а не в июле 2023-го. Мера принесет в бюджет миллиарды рублей и повысит прибыльность бизнеса «Газпрома» в условиях санкций и сокращения экспорта. Что касается излишков природного газа у производителя, то их накопить технически нельзя — лишнее сырье просто сжигается. Поэтому в дальнейшем добыча будет сокращаться, выручка и прибыль падать, хотя благодаря индексации и в меньшей степени».
Избыток газодобывающих мощностей в связи с падением экспорта в Европу не означает, что добыча углеводородов становятся дешевле для монополии. Наоборот, при снижении объемов реализации себестоимость одного кубометра в среднем повышается дополнительно к текущему увеличению затрат из-за общей инфляции, рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, излишков практически нет: газ добывается в объемах, исходя из возможностей сбыта и с затратами по фактической себестоимости.
«Поэтому продавать сырье внутри страны поставщик может только при компенсации растущих расходов, — говорит Гойхман. — Она достижима либо за счет его собственных средств, либо путем индексации тарифов для потребителей, либо, наконец, за счет бюджета в виде льгот и субсидий поставщику. Вероятно, используется сочетание этих трех вариантов. Отказ от индексации (которая, надо признать, ниже инфляции) приведет к увеличению финансовой нагрузки на сам «Газпром» и государство. Впрочем, это бремя сполна ощутят на себе потребители».