В будущем предприятия «Газпром нефти» обещают еще больше нарастить этот сегмент своей деятельности. Впрочем, это и не странно. «Газпром» специально отдает «дочке» ряд добывающих проектов, чтобы сэкономить на выплате налогов.
С начала года объем добычи голубого топлива предприятиями «Газпром нефти» составил 27,5 млрд кубометров, а с учетом долей в совместных предприятиях достиг уровня в 43 млрд кубометров. Только в октябре компания увеличила производство этого вида углеводородов на 700 млн кубов. Как отмечает управляющий директор Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин, на оценку которого ссылаются «Ведомости», значительную роль в приросте сыграли долгосрочные рисковые операторские договоры с «Газпромом» на Песцовом, Ен-Яхинском, Западно-Таркосалинском, Чаяндинском, Ямбургском, Оренбургском, Уренгойском, Харасавэйском и Бованенковском месторождениях.
Весомый вклад в увеличение газового производства компании также вносят ямальские проекты. Согласно данным Минэнерго, за отчетный период «Газпромнефть-Ямал» показал прирост почти на 76% к аналогичному периоду прошлого года, а добыча на месторождениях «Меретояханефтегаза» увеличилась более чем втрое – до 3,6 млрд кубов.
Как еще год назад отмечал Владимир Путин, «Ямальский центр газодобычи является ключевым для развития газовой отрасли России в XXI веке. Добыча газа здесь будет вестись еще не одно десятилетие. 100 лет, а может, и больше». Президент поручил «Газпрому» разработать комплексную программу освоения богатейшей газовой провинции нашей страны в 2002 году. И уже спустя 10 лет, что, по меркам сырьевой отрасли, является достаточно оперативным сроком, началась разработка Бованенковского месторождения – одного из крупнейших в мире и первого в рамках нового мегапроекта «Ямал». В 2020 году «Газпром нефть» получила право на разработку ямальских месторождений (Бованенковское и Харасавэйское месторождения), а также ачимовских отложений и ряда других месторождений ЯНАО. Это произошло на основе подписанных с «Газпромом» долгосрочных рисковых операторских договоров (ДРОГ). Эти соглашения позволяют «Газпром нефти» вести деятельность на активах «Газпрома» на условиях, аналогичных собственному владению лицензией, консолидировать запасы, добычу и финансовый результат от разработки месторождений.
«Газпром нефть» не собирается останавливаться на достигнутом и в будущем обещает ускорить темпы производства непрофильного для себя вида сырья. Как заявил в июне 2021 года заместитель председателя правления компании Вадим Яковлев, доля газового бизнеса в добыче уже составляет 37–38%, а после запуска Бованенково, Харасавэя, Уренгоя она достигнет примерно 45%. «Мы идем дальше и дальше на север Ямала, и это отражает геологические тренды. Там больше газа и газового конденсата», – подчеркнул тогда менеджер нефтяной компании.
С одной стороны, нынешние успехи и намеченные перспективы «Газпром нефти» не могут не радовать – остальные отечественные сырьевые компании, в том числе «Газпром», в последнее время показывают падение производственных результатов. С 2012 по 2021 год добыча голубого топлива «Газпром нефти» с учетом долей в совместных предприятиях выросла в 4 раза, тогда как производство материнского концерна увеличилось лишь на 2%.
Вместе с тем, как отмечает эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, стоит обратить внимание, что монополия уже несколько лет отдает на откуп своей «дочке» добычу на целом ряде крупнейших месторождений, поскольку в отношении независимых производителей газа действует пониженная ставка НДПИ. «Преображение «Газпром нефти» в газовую структуру вызывает «беспокойство и недоумение» у других участников рынка. Слово «нефть» в названии компании постепенно теряет свою актуальность», – иронизирует Танкаев в статье «Ведомостей».
По мнению эксперта ТПП РФ Дмитрия Полохина, точку зрения которого также приводят «Ведомости», «Газпром нефть», которая пользуется льготами независимых производителей, нельзя назвать полноценной независимой от «Газпрома» компанией, ведь монополии принадлежит 95,68% акций своей «дочки». «Отсутствие госрегулирования цен на газ и пониженная ставка НДПИ позволяют значительно экономить на добыче, особенно с учетом растущих объемов. При этом у компании также существуют определенные преференции как у «дочки» «Газпрома», например беспрепятственный доступ к газотранспортной системе. Это позволяет «Газпром нефти» заявлять к поставке объемы газа фактически без ограничений, в то время как остальные участники рынка вынуждены согласовывать с «Газпромом» необходимые объемы и направления», – поясняет Полохин.
Более того, «Газпром нефть» пользуется и другой поддержкой. В частности, около года назад Минфин подготовил законопроект по предоставлению компании налогового вычета по НДПИ в 2023–2028 годах. Речь идет о финансировании строительства дополнительной инфраструктуры для транспортировки жидких углеводородов, добываемых на Бованенковском и Харасавэйском месторождениях. Размер вычета составит 1,1 млрд рублей в месяц, или 79,9 млрд рублей за весь период. Вычет, конечно, будет возвратным: «Газпром нефти» придется вернуть полученные средства в 2029–2034 годах, однако размер индексации окажется относительно небольшим – всего 9%.
«Фактически «Газпром нефть» сидит на двух стульях, получая необоснованное конкурентное преимущество и вытесняя с рынка других участников», – приводят «Ведомости» слова Танкаева.