В опте и в рознице уже бьют тревогу. И есть отчего. Запасы элитного крепкого алкоголя у российского ритейла (виски, ром, джин, французский коньяк) практически закончились.
Но это только одна сторона проблемы. Другая: в ресторанах и в рознице вырос спрос на игристые вина и шотландские виски. Ничего не поделаешь - красиво жить не запретишь.
Да вот беда: под влиянием антироссийских санкций многие популярные бренды ушли с нашего рынка чисто по-английски, не попрощавшись. Хотя, скорее всего, на этом демарше сильно проиграли. Ведь их продукция раскупалась буквально «с колес». Не успевали ее растаможить и приклеить акцизные марки, как она тут же развозилась по магазинам.
Отечественные поставщики, понимая важность момента, не сидят сложа руки. В эти горячие предпраздничные дни заказали шампанского в четыре раза больше обычных объемов, а виски на 70 % больше «среднестатистического».
Однако надежды, что эти заказы будут выполнены, практически нет. Некоторых марок шампанского, особого любимых в народе, не будет вовсе. Уже сейчас нужно думать, чем их можно заменить. В поставщиках у России остались только мелкие французские виноградари, которые сотрудничают с нами всем санкциям назло. Но их производство не в состоянии утолить предновогоднюю жажду россиян.
И вот что во всей этой предновогодней лихорадке странно. Нынче самое модное слово у чиновника – импортозамещение. Западную продукцию мы вытесняем там и сям. А если у кого-то что-то не получается на этом направлении, то ему обеспечены крупные неприятности.
Однако по части заморской выпивки мы в страшной зависимости, устраиваем истерики в открытом информационном пространстве, будто сами ничего не можем противопоставить.
Это мы, которые дали миру водку и самогон!
Долго так будет продолжаться?
- Вы видели когда-нибудь плачущего гражданина на углу ресторана или магазина, который не смог купить премиальную бутылку шампанского или виски? – спрашивает меня Вадим Дробиз - директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. – Не видели. Это касается только 10-15 % населения. Дефицит, недостаток такой продукции – стресс для этого бизнеса, маркетологов, ритейла и ресторанов. Которые могут делать наценку в 250-300 процентов на всякие текилы и бурбоны. И получать огромные прибыли. В данном случае этот бизнес защищает интересы даже не 10-15 %, а свои коммерческие. Остальные 85 % россиян не заметят, если она совсем исчезнет с прилавков.
Потому, ничего страшного не произойдет, если на новогоднем столе будут игристые вина или крепкие напитки российского производства. У нас есть хорошие аналоги и по виски, и по другому алкоголю, которые мало чем уступают известным брендам. Кстати, в России не так много людей, которые способны отличить такие торговые марки.
Бренд застрял в голове у тех, у кого большие счета в банках, которым, как им кажется, не по статусу пить российские вина. Но они как-нибудь переживут, справятся с этой бедой.
- А российские производители смогут насытить алкогольный рынок в предпраздничный период?
- На этот счет можно не беспокоиться, в дешевом и среднем ценовом сегменте всего полно. Заморачиваться с самогонкой смысла нет.
- На сколько к Новому году подорожает российский алкоголь? Ведь к концу декабря у нас всегда все дорожает…
- С какой стати? Никогда, повторяю, никогда российский алкоголь не дорожал к новогодним праздникам. По одной простой причине. Прибыль компании получают не за счет повышения цены, а за счет увеличивающегося спроса, товарооборота.
По внутреннему убеждению многих наших сограждан, на новогодний стол нужно непременно ставить что-то экстравагантное, дорогое. Как мне кажется, это лишнее. Сегодняшняя цена хорошей бутылки, скажем, водки – 300-400 рублей. Зачем покупать дороже?
- После праздничных дней больницы заполняются отравившимися пациентами. В там числе из-за низкого качества алкоголя. На фальсификате можно проколоться?
- Авторитетно заявляю: нельзя! Если покупать не через интернет и не где-то в подворотне. Приобретайте товар в магазинах, которые имеют лицензию, там фальсификат исключается по определению.