Климатический саммит приобрел политический привкус: Россию назвали «злом»

Что надо знать о CОР27: разногласия начались уже до открытия

В воскресенье, 6 ноября, в Шарм-Эш-Шейхе (Египет) стартовал ежегодный климатический саммит CОР27. Важность мероприятия подчеркивается тем, что на нем собираются мировые лидеры и высокие представители разных стран, в том числе и из России. Однако саммит ещё до официального старта начал приобретать скандальный характер. Разбираемся, почему CОР27 так важен и с какими разногласиями уже столкнулись его участники.

Что надо знать о CОР27: разногласия начались уже до открытия

Вот уже в течение почти трёх десятилетий правительства из разных стран мира почти каждый год встречаются, чтобы выработать глобальный ответ на чрезвычайную климатическую ситуацию. В соответствии с Рамочной конвенцией ООН 1992 года, каждая страна обязана «избегать опасного изменения климата» и находить способы справедливого сокращения выбросов парниковых газов в глобальном масштабе.

Но у этого саммита есть своя характерная особенность. Он может закончиться ничем, а может привести к грандиозному дипломатическому прорыву. В истории СОР такое уже бывало. Например, в 2009 году Конференция проходила в Копенгагене. Вопреки объединяющей задумке саммита, тогда он закончился абсолютным хаосом и взаимными обвинениями. Результатом стало принятие так называемого «Копенгагенского соглашения». Однако ряд стран категорически отвергли его как «сговор» узкой группы государств.

Но совершенно другое настроение было в 2015 году в столице Франции. В условиях напряжённого, но конструктивного диалога стран, удалось заключить «Парижское соглашение». Его даже называли «историческим, прочным и амбициозным». Примечательно, что многие страны в спорных вопросах шли на компромиссы. В итоге фактически все стороны были удовлетворены результатами Конференции и принятым соглашением и по сей день ориентируются именно на него.

* * *

Возможен ли такой успех сейчас? Сомнительно, учитывая то, что уже в самом начале на СОР27 посыпались проблемы, разногласия и скандалы. Даже открытие мероприятия стартовало с задержкой. Делегаты до поздней ночи субботы и до утра воскресенья спорили о том, что именно следует обсудить на Конференции.

В основе разногласий лежал спорный вопрос о «потерях и ущербе». Речь идет о привлечении крупнейших загрязнителей ископаемого топлива к ответственности за боль и страдания, уже вызванные климатическим кризисом. По большому счёту, развивающиеся страны выступают за это, поскольку они уже понесли несоразмерный необратимый ущерб. Более богатые страны, ответственные за подавляющее большинство парниковых газов с индустриальной эпохи, выступают против. Исключением стала лишь Дания, которая пообещала 100 млн датских крон (13,4 млн евро) развивающимся странам в качестве компенсации климатических потерь – это первая страна ЕС, совершившая подобный шаг.

Вот это и стало точкой разногласий уже на старте саммита, начало которого было отложено на несколько часов, и делегаты беспокоились, что «неудачное» открытие может указывать на беспокойную перспективу СОР27.

Да и сам выбор места для саммита не понравился правозащитным организациям из-за отношения страны к свободе слова и протестам. Но настала очередь Африки принимать климатическую конференцию, и Египет был номинирован африканскими странами, отчасти из-за его твердой позиции в отношении «потерь и ущерба», а также из-за его эффективных переговорщиков.

Возник и ещё один неприятный и потенциально скандальный момент. Как отмечает The Guardian, сообщение о том, что более 25 тысяч делегатов и наблюдателей – глав государств, дипломатов, переговорщиков, журналистов и активистов – со всего мира собираются на климатическом саммите в Шарм-эш-Шейхе вызвало опасения, что власти Египта смогут использовать официальную платформу для мероприятия Организации Объединенных Наций для отслеживания и участников и преследования критически настроенных местных жителей. Официальное приложение CОР27, которое уже было загружено более 5000 раз, требует широких разрешений от пользователей перед его установкой, включая возможность для министерства связи и информационных технологий Египта просматривать электронные письма, фотографии и определять местонахождение пользователей.

Хусейн Бауми из правозащитной организации Amnesty International сообщил The Guardian, что технические специалисты изучили приложение и отметили ряд проблем до CОР27. Приложение могло получить доступ к камере, микрофону, Bluetooth и данным о местоположении пользователей, а также связать два разных приложения. А Амр Магди из Human Rights Watch говорит, что его организация также провела оценку приложения и обнаружила, что оно «открывает двери для неправомерного использования».

Помощь со стороны крупных телефонных провайдеров, таких как Vodafone, позволяет египетским властям получить прямой доступ ко всем телефонным звонкам, текстовым сообщениям и информации всех пользователей.

Один из участников CОР27 поделился, что Vodafone раздавал бесплатные сим-карты участникам конференции по прибытии в аэропорт Шарм-эш-Шейха.

Губернатор Южного Синая Халед Фуда также недавно хвастался местному кабельному каналу уровнем наблюдения за CОР27, в том числе камерами в задней части такси, передающими кадры в местную «обсерваторию безопасности».

* * *

Так или иначе, старт климатической конференции дан. А это значит, что теперь очередь за странами, которые должны попытаться найти общий язык и договориться. Но о чём? Вопросов много, тем более сейчас. Практически весь мир живёт в глобальных климатических потрясениях, которые мировые эксперты по климату называют тревожными сигналами для лидеров всех стран о приближающейся катастрофе. В июне треть Пакистана оказалась под водой в результате разрушительного наводнения, самый сильный потоп за последнее десятилетие и в Нигерии, самая сильная засуха за 500 лет в Европе, за 1000 лет в США и так можно перечислять почти до бесконечности.

На CОР26 в Глазго страны договорились попытаться предотвратить повышение глобальной температуры более чем на 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Однако взятых там обязательств по сокращению выбросов оказалось недостаточно для достижения этой цели, поэтому правительства также согласились вернуться за стол переговоров в этом году с улучшенными планами. Поэтому ожидается, что эти вопросы продолжат обсуждать, добавив к ним ту самую тему «потерь и ущерба», которая задержала открытие саммита. Кстати, этот вопрос ввели в официальное обсуждение впервые.

«Включение этой повестки дня отражает чувство солидарности и сочувствия к страданиям жертв», — сказал министр иностранных дел Египта Самех Шукри после вступления в должность президента COP27 в воскресенье. По его словам, делегаты будут стремиться принять окончательное решение о потерях и ущербе «не позднее 2024 года».

* * *

Но есть ещё одна интрига – участие России. Нет, не само участие является интригой (возглавляет делегацию специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, также в группу входят ряд руководителей министерств и ведомств), а реакция других стран. Уже заранее государства стали скидывать все собственные проблемы на РФ, упрекая её в том, что возврат к использованию, например, ископаемого топлива связан именно с начавшейся спецоперацией на Украине. При этом речи о введённых санкциях в отношении Москвы не ведётся, будто они ни на что, в сущности, не влияют. Рост цен на продовольствие, кстати, тоже связывают с российскими действиями.

В этом плане уже успел отличиться скандальный экс-премьер Великобритании Борис Джонсон, который тоже решил посетить саммит. Не смог не упомянуть он о событиях на Украине: «Я думаю, что это манихейская проблема между добром и злом…». При этом Россию в лице президента Путина он отнёс именно к «злу». Похоже, такая повестка – только начало.

Отношения между США и Китаем тоже рассматривают как потенциально проблемное место на нынешнем саммите. В прошлом году на CОР26 Пекин и Вашингтон удивили всех, подписав новое двустороннее соглашение о сотрудничестве в борьбе с климатическим кризисом. Хотя технически переговоры по климату должны находиться в собственном «пузыре», не затронутом более широким дипломатическим контекстом, в действительности страны прекратили переговоры и по этому вопросу.

Самех Шукри предложил свои услуги в качестве посредника между США и Китаем. Но эту задачу усложнит напряженная геополитическая ситуация, возможность забастовок в знак протеста против действий России и положение Египта как союзника ключевых производителей нефти, таких как Саудовская Аравия.

Были проблемы и со многострадальной в этом году Великобританией. Новый премьер-министр Риши Сунак сначала твёрдо заявил о том, что не поедет на саммит. Но за такое пренебрежение он подвергся резкой критике со стороны ряда стран и даже некоторых собственных депутатов. Параллельно с этим, благотворительные организации и активисты призывали Сунака пересмотреть своё «недальновидное» решение. И премьер сдался. Внезапно оказалось, что ему всё-таки удастся найти время в напряжённом графике. И его выступление входит в список самых ожидаемых, наравне с участием канцлера Германии Олафа Шольца, президента Франции Эммануэля Макрона и нового президента Бразилии Лулы да Силва.

Как бы то ни было, надежда на хорошее сохраняется. Если всё пойдёт по позитивному сценарию, то энергетический кризис и экономические проблемы прошлого года могут даже сделать CОР27 поворотным моментом к чистой энергии и низкоуглеродному будущему, когда правительства больше не будут зависеть от производителей ископаемого топлива. Но оценивать результативность саммита придётся уже 18 ноября, когда наступит его последний день. Пока же главное, чтобы климатическая конференция окончательно не погрязла в политике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру