Ограничение коснется и посреднических сделок с российской нефтью. При этом продукты ее переработки, включая бензин, можно перепродать как обычно, пока они находятся в море. Ввести новые правила планируют в три этапа: сначала (с 5 декабря 2022 года) на сырую нефть, потом - на дизельное топливо, и, наконец - на продукты с более низкой стоимостью. Как предположил американский Минфин, ценовой лимит (пока его конкретная величина не озвучена) может составить $60 за баррель.
Между тем, госсекретарь США Энтони Блинкен выразил уверенность в том, что Москва при любых обстоятельствах сохранит заинтересованность в экспорте нефти. Ранее вице-премьер Александр Новак назвал саму идею ценовой рестрикции полным абсурдом. По его словам, Россия никогда не согласится с нерыночными условиями и прекратит поставлять энергоносители странам, одобрившим эту меру.
В свою очередь, посол РФ в США Анатолий Антонов указал на риски для мировой экономики. В частности, прецедент может быть распространен и на другие сырьевые товары, в том числе на газ и металлы.
Непонятно также, кто и как будет контролировать соблюдение параметров. Ясно лишь, что мера создает проблемы Мальте, Греции и Кипру - ведущим морским перевозчикам нефти, отмечает специалист департамента стратегических исследований Total Reseach Ярослав Островский.
Ко всему прочему, основная часть нефтеперерабатывающих заводов на европейском континенте могут работать только с российским сырьем из-за особенностей его состава, а переоснащение предприятий потребует немалых затрат. Соответственно, бизнесу в ЕС эти ограничения не нужны абсолютно, и он почти наверняка будет искать какие-то обходные пути, новые варианты транспортировки, возможность закупать у России тайком.
«В этой истории пока одни сплошные белые пятна, - говорит главный аналитик Teletrade Марк Гойхман. – Неясно, как она повлияет в итоге на рыночную конъюнктуру и доходы российского бюджета. Если лимит составит $60 за баррель, это будет немногим меньше, чем нынешние цены, по которым отечественная марка Urals продается с учетом дисконтов. Страны ОПЕК+ выступают против любых ограничений такого рода, поскольку опасаются, что могут сами подпасть под них в дальнейшем».
На взгляд Гойхмана, высока вероятность, что в реальной жизни это ограничение все будут просто игнорировать. Тем более, что нарушителям не грозят никакие санкции, а контролировать соблюдение условий крайне сложно - и технически, и юридически. Не говоря уже о потенциально высочайших (и главное, бессмысленных) затратах. В общем, вопросов масса.
Например, ЕС намерен ввести систему мониторинга смены флага у танкеров. Но каким образом? Не заводить же специально некий «полицейский» флот, который будет, как «гаишник» на дороге, останавливать на бескрайних водных просторах все подозрительные грузовые суда.