Российскую нефть накроют евроатлантическим «потолком» в $60

Будет ли соблюдаться это ограничение в реальной жизни

США и их партнеры по G7 окончательно договорились о параметрах ограничения цен на российскую нефть, пишет Wall Street Journal. По словам собеседников издания, мера затронет морские поставки, при которых топливо продается покупателю впервые. То есть, перепродажи этих партий не попадут под действие «ценового потолка».

Будет ли соблюдаться это ограничение в реальной жизни

Ограничение коснется и посреднических сделок с российской нефтью. При этом продукты ее переработки, включая бензин, можно перепродать как обычно, пока они находятся в море. Ввести новые правила планируют в три этапа: сначала (с 5 декабря 2022 года) на сырую нефть, потом - на дизельное топливо, и, наконец - на продукты с более низкой стоимостью. Как предположил американский Минфин, ценовой лимит (пока его конкретная величина не озвучена) может составить $60 за баррель.

Между тем, госсекретарь США Энтони Блинкен выразил уверенность в том, что Москва при любых обстоятельствах сохранит заинтересованность в экспорте нефти. Ранее вице-премьер Александр Новак назвал саму идею ценовой рестрикции полным абсурдом. По его словам, Россия никогда не согласится с нерыночными условиями и прекратит поставлять энергоносители странам, одобрившим эту меру.

В свою очередь, посол РФ в США Анатолий Антонов указал на риски для мировой экономики. В частности, прецедент может быть распространен и на другие сырьевые товары, в том числе на газ и металлы.

Непонятно также, кто и как будет контролировать соблюдение параметров. Ясно лишь, что мера создает проблемы Мальте, Греции и Кипру - ведущим морским перевозчикам нефти, отмечает специалист департамента стратегических исследований Total Reseach Ярослав Островский.

Ко всему прочему, основная часть нефтеперерабатывающих заводов на европейском континенте могут работать только с российским сырьем из-за особенностей его состава, а переоснащение предприятий потребует немалых затрат. Соответственно, бизнесу в ЕС эти ограничения не нужны абсолютно, и он почти наверняка будет искать какие-то обходные пути, новые варианты транспортировки, возможность закупать у России тайком.

«В этой истории пока одни сплошные белые пятна, - говорит главный аналитик Teletrade Марк Гойхман. – Неясно, как она повлияет в итоге на рыночную конъюнктуру и доходы российского бюджета. Если лимит составит $60 за баррель, это будет немногим меньше, чем нынешние цены, по которым отечественная марка Urals продается с учетом дисконтов. Страны ОПЕК+ выступают против любых ограничений такого рода, поскольку опасаются, что могут сами подпасть под них в дальнейшем».

На взгляд Гойхмана, высока вероятность, что в реальной жизни это ограничение все будут просто игнорировать. Тем более, что нарушителям не грозят никакие санкции, а контролировать соблюдение условий крайне сложно - и технически, и юридически. Не говоря уже о потенциально высочайших (и главное, бессмысленных) затратах. В общем, вопросов масса.

Например, ЕС намерен ввести систему мониторинга смены флага у танкеров. Но каким образом? Не заводить же специально некий «полицейский» флот, который будет, как «гаишник» на дороге, останавливать на бескрайних водных просторах все подозрительные грузовые суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру