Чем ближе холода, тем выше котировки природного газа. Еще недавно, на той же лондонской бирже, стоимость тысячи кубометров оценивалась в 950 долларов. А сейчас вот поди - 1400 баксов. В среду, 2 ноября, биржевые торги на ближайшие газовые фьючерсы в Европе завершились ростом почти на 17%.
Согласитесь, что это вам не подорожание риса на какие-нибудь 5%, когда мы в панике хватаем авоськи и бежим запасаться крупой. Тут уже все по-настоящему. Цены на голубое топливо для предприятий в 2-3 раза выше, чем для домохозяйств. Значит, в ближайшей перспективе повысится стоимость производимого товара. И это только цветочки. Ягодки начнутся, когда заводы и фабрики, не в состоянии нести это газовое бремя, станут банкротиться и сокращать своих работников…
Это поняли в Старом Свете.
По тамошним рейтингам безусловным лидером в росте цен на «голубое топливо» является Эстония, где стоимость энергоносителя, по сравнению с прошлым годом, выросла на 154%. Хотя в странах ЕС, за этот период года, цена на газ увеличилась на 34%. Средний тариф сегодня составляет 8,6 евро за 100 киловатт-часов, тогда как годом ранее он был 6,4 евро.
Европейцы не зря страшатся приближающейся зимы и выходят на акции протеста. В общем энергобалансе «вклад» ветряков в выработку электроэнергии снизился до 16%, хотя неделей ранее он составлял 18%. «Зеленая энергетика», как видим, дело не очень надежное. А что будет, если зима выдастся вообще безветренной и даже этих процентов ветряки из себя не «выжмут»?
Чем отапливать дома – дровами, углем?
В целом в Брюсселе царит как бы олимпийское спокойствие, газовые хранилища к 1 ноября заполнены в среднем на 95%. Что, якобы, дает повод с оптимизмом смотреть на декабрь, январь и февраль. Общая емкость ПХГ составляет 110 миллиардов кубометров газа. В октябре темпы закачки хранилищ были в 3,5 раза выше, чем год назад.
Но 95% - это, все же, средняя температура по больнице. В Латвии запасы составляют только 57% - вот кому уж точно не обойтись без буржуек в домах и керосиновых ламп.
К тому же, из 27 стран-членов ЕС, только 18 имеют собственные подземные хранилища. Нет, зыбок европейский рынок перед холодным лицом зимы.
Ситуацию с резким ростом цен на газ в Европе мы попросили прокомментировать Алексея Гривача – заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.
- Если на минуту представить, что нет никаких антироссийских санкций, как бы сегодня выглядел в Европе рынок энергоносителей?
- Ситуация с поставками была бы спокойной и предсказуемой. А сейчас речь идет буквально о выживании. В европейских странах мобилизуются все средства для субсидирования домохозяйствам тарифов на газ. В Германии уже заявили, что направят на эти цели порядка 200 миллиардов евро. Но не каждое государство сможет найти такие деньги. Кто-то будет смотреть на Германию со стороны и завидовать.
Основная причина энергетического кризиса – экономические санкции и все, что с ними косвенно связано.
- Откуда Европа сегодня получает газ? Из России какие-то поставки сохранились?
- По трубопроводам основной маршрут – «Турецкий поток». Так же налажены поставки определенных объемов российского СПГ. Европа закупает «голубое топливо» в Норвегии, в Северной Африке и в Азербайджане. Однако их общие поставки не способны покрыть потери от недостатка российских объемов. Это и привело к росту цен.
- В Эстонии газ подорожал на 150%. Как там будут зимовать местные жители?
- На самом деле, это еще не самое большое подорожание. Может быть и больше. И, наверное, будет больше, ближе к отопительному сезону. В Евросоюзе до сих пор достаточно тепло, температура выше среднеклиматической. Газовые хранилища там заполнены, но все изменится, когда начнутся холода и активный отбор газа.
Разрабатываются разные механизмы регулирования тарифов, в том числе, как мы знаем, путем установления потолка цен. Есть и другие способы.
- Можно спрогнозировать, какими будут максимальные цены нынешней зимой на газ в Европе?
- Этот рынок очень чувствителен к любым изменениям. Можно предположить, что в случае реального дефицита энергоносителей цены способны подскочить просто до астрономических значений. Ведь на этом рынке есть еще и спекулянты, которые закладывают в сделки свою «маржу». К примеру, такая картина наблюдалась в августе, когда тысяча кубометров стоила 4000 долларов.