— Российские специалисты были допущены на место, где были взорваны газовые магистрали, потому что у них — вся компетенция относительно того, можно ли эти трубы восстановить, — говорит Марат Баширов. — Вся строительная документация и специалисты — это все наше. Соответственно, если ставить вопрос о восстановлении трубопроводов, то именно мы, и только мы, понимаем, как это все надо ремонтировать. В связи с этим возникает важный вопрос. Значит, газ-то им нужен. Значит, они хотят эти трубопроводы восстановить?
Но они видите как это все хитро делают. Сначала ведь туда были направлены военные корабли, прибыло судно, принадлежащее федеральной полиции Германии, с водолазами на борту. Для обследования трубопроводов был спущен подводный дрон. Потом уже подошло судно под российским флагом, которое было зафрахтовано оператором газопровода компанией Nord Stream AG. Это — неподсанкционная компания, это — европейская компания, зарегистрированная в Швейцарии, она дееспособна на территории Евросоюза. Ну а потом дали визы нашим инженерам. Типа, инженеры же не под санкциями, ну, пусть приедут.
По мнению профессора, в любом случае, это очень мощный сигнал о том, что есть силы, которые крайне надеются что «Северный поток-1» и «Северный поток-2» можно восстановить.
— Есть угроза, что основной газ в Европу, особенно в ее южную область, пойдет через Турцию. Это дает огромное преимущество Турции. А эти «ребята» не хотят, чтобы Турция перехватывала это «знамя», этот статус газового хаба у Германии и Польши.
Как ни странно, Польша сейчас тоже, как говорится, елозит на стульях, сидит как на иголках. Поляки думали, что американцы построят им все эти терминалы сжиженного природного газа (СПГ), у них все будет хорошо. А все оказалось не так. Польша тоже зависит от газа из «Северного потока», она его перекупала у Германии. А сейчас газа нет. Поэтому они тоже сидят, «сосут лапу» и надеются что «Северные потоки» будут восстановлены.
В свою очередь, военный эксперт, политолог Андрей Кошкин, усматривает здесь связь с выборами в Конгресс США.
— Ситуация — из ряда вон выходящая, это уже стало серьезным обсуждением на высоком мировом уровне, — говорит Андрей Кошкин. — В принципе, вся Европа знает, кто взорвал трубопроводы, но не говорит об этом вслух.
В Соединенных Штатах Америки теперь прекрасно понимают, что это были открытые террористические действия, направленные скорее против Европы, чем против России. Эти сопоставления вместе со всеми аналитическими выкладками, выступлениями в прессе, особенно во время предвыборной кампании, стали довольно жестким обвинением партии демократов. И, наверное, исходя из сложившейся ситуации, тут многое уже, конечно, не сделаешь, осталось совсем мало времени до голосования, идет вот такое смягчение — вроде бы право на объективность. Что Россия сейчас допущена на место взрывов трубопроводов. А что там российские специалисты обследуют и что успеют сказать — после 8 ноября, выборов в Конгресс США, будет уже неважно.
«Дело сделано», как написала сразу после взрывов тогда еще премьер-министр Великобритании Лиз Трасс госсекретарю США Энтони Блинкену. Но, понятно, что никакого независимого расследования не будет.
Андрей Кошкин напоминает о расследовании крушения Boeing 777 на востоке Донецкой области, которое произошло 17 июля 2014 года. Лайнер выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам-Куала-Лумпур и был поражен ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук».
— Стоит прочитать материалы дела, чтобы понять, что при расследовании причин взрывов «Северных потоков» будут применяться те же технологии, что и при расследовании крушения Boeing 777 на Донбассе.
Посмотрите на интервью американского журналиста Кира Симмонса и ведущей американского телеканала CNBC Хедли Гэмбл с Владимиром Путиным. Они вели интервью уже по новым технологиям. Задавали вопрос и тут же отвечали за нашего президента. А потом выхватили два-три нужных им предложения. А что сделаешь? Интервью ведь состоялось. Это новая технология в информационном противоборстве.