Впрочем, верится в такой сценарий с трудом. Поврежденные газовые магистрали на большом протяжении заполнены морской водой. По словам экспертов, речь идет не о ремонте, а о строительстве с нуля нового, длиной в десятки метров участка трубы, вместо вырванного взрывом и искореженного до неузнаваемости. Пострадал и «Северный поток-2», так не введенный в эксплуатацию: по заявлению властей Германии, его вторая нитка категорически непригодна для использования.
Что касается допуска нашей страны, то, хотя президент этого и не уточнял, очевидно речь идет о миссии специально оборудованного судно «Нефрит» под российским флагом, нанятое оператором газопровода компанией Nord Stream AG. На прошлой неделе оно прибыло к месту недавних взрывов в шведской зоне.
И все же, можно ли восстановить «Северный поток», и если да, то насколько это технически сложная задача? В хоре скептиков теряются доводы тех, кто видит шанс. Изучивший видеокадры повреждений специалист датской инженерной компании COWI Стен Уссинг указывает на малый риск коррозии как на поверхности, так и внутри трубы — из-за низкого содержания кислорода в воде на глубине 80 метров. Кроме того, на его взгляд, водолазам-сварщикам будет несложно приварить к газопроводу новый сегмент, после удаления остатков прежнего. Работы, включающие в себя также чистку трубы от грязи и сажи, можно выполнить за несколько месяцев, считает Уссинг.
И вот еще вопрос — почему только сейчас представителям «Газпрома» позволили осмотреть район случившегося в ночь на 26 сентября грандиозного ЧП, когда в обоих газопроводах упало давление, и начались утечки газа в двух исключительных экономических зонах (ИЭЗ) - Дании и Швеции?
Еще 1 октября глава МВД Германии Нэнси Фэзер сообщила о создании совместной расследовательской группы с участием Дании, Швеции и своей страны. А 7 октября специальный корабль бундесвера с сотрудниками федеральной полиции Германии и водолазами на борту направился к месту происшествия для сбора доказательств с помощью подводного дрона. Позже в генпрокуратуре страны заявили, что, судя по ряду признаков, газопроводы были преднамеренно повреждены посредством нескольких взрывов.
«Допуск «Газпрома» в район ЧП кардинально ничего не меняет, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - И раньше всем было понятно, что произошел теракт, и что ущерб значительный. Российская компания в этом просто убедилась окончательно.
Похоже, Дании, Швеции, другим западным государствам было что скрывать, в противном случае они бы ратовали за открытость и транспарентность, создали бы по-настоящему широкую коалицию для изучения обстоятельств этого дела. А сейчас, когда никаких следов и улик (в виде, скажем, остатков взрывного устройства) не осталось, связанное с «Газпромом» решение легко объяснимо».
Что касается вопроса технического восстановления газопроводов, речь может идти только об одной, внешне неповрежденной нитке «Северного потока-2». Но ее надо будет тщательно осмотреть, проверить, поскольку в каких-то местах не исключена разгерметизация в результате мелких повреждений, отмечает Юшков. Политически же тема теряет смысл: рассчитывать на продолжение сотрудничества с европейскими компаниями (теми же акционерами СП-1) не приходится. Ведь это их собственность оказалась уничтожена, а они предпочли промолчать.
«В решении допустить «Газпром» в район подрыва российских газопроводов видится попытка политического руководства западных государств обезопасить себя от любых последствий проводимого расследования, - рассуждает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. - Ведь сначала Германия, Дания и Швеция захотели скооперироваться, действовать сообща, но спустя несколько дней без объяснения причин отказались от этой идеи и стали проводить независимые расследования. Дальнейший недопуск «Газпрома» к месту происшествия создавал бы репутационные и политические риски каждой из стран в отдельности».
Что касается потенциальной возможности восстановления обоих «Северных потоков», то она связано исключительно с политическими последствиями конфликта на Украине. Если Россия в принципе будет допущена к ремонту, то в этом случае она станет основным исполнителем ремонтных работ на поврежденных нитках, а Европа будет лишь помогать. С технической точки зрения это чрезвычайно сложная задача, отмечает Федоров. Однако если уже сейчас предпринять ряд мер, которые защитят трубы от внутренней коррозии (например, установка внутренних заглушек), то работы займут от года до нескольких лет.