Минфин США разъяснил порядок введения «потолка» цен на российскую нефть, который Вашингтон совместно с Евросоюзом собирается ввести с 5 декабря. Мера, путем котором Запад намерен удержать стоимость «черного золота» из нашей страны в пределах $60 за баррель, продолжает оставаться в силе. Однако Москве все-таки предоставят некоторые преференции.
Так, морские танкеры с российской нефтью, загруженные ранее наступления «часа икс», но разгруженные до 19 января, не будут подвергаться ценовому ограничению. Другими словами, экспортные партии российских углеводородов, которые ушли в дорогу до 5 декабря, но находились в пути во время вступления режима санкций в силу, будут освобождены от установленного Западом ценового предела.
Между тем отечественным нефтяникам приходиться снижать темпы добычи, не обращая внимания на временные рамки исполнения западных санкций. В октябре уровень производства «черного золота» в нашей стране оказался даже ниже квот, выделенных России в рамках последнего соглашения ОПЕК+, предусматривающего снижение суммарной ежедневной добычи членов альянса на 2 млн баррелей (500 тыс из них приходится на Россию).
По итогам октября ежедневная добыча в нашей стране составила 10,777 млн баррелей (с учетом конденсата). Теоретически, Россия могла бы предоставить мировому рынку дополнительные 20-30 млн «бочек», но отечественные производители, в преддверии введения потолка цен и снижения спроса со стороны Европы, не стали играть на опережение. Объемы добычи по сравнению с сентябрем сократились незначительно, однако, если на протяжении полугода темпы извлечения «черного золота» неизменно росли — в целом за III квартала она увеличилась на 3%, то теперь тренд начинает диаметрально меняться.
Согласно прогнозу министра энергетики РФ Николая Шульгинова, сделанного в начале сентября, объемы извлеченной нефти в этом году в нашей стране сократятся на 2%, а переработка уменьшится на 8%. В свою очередь, как полагают эксперты ОПЕК, на фоне эмбарго, опасения вторичных санкций и слабого внутреннего рынка, добыча российской нефти к 2027 году сократится с 10,8 млн году до 10,1 млн баррелей в сутки.
Невзирая даже на частичное смягчение санкций, полагает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, для России окажется крайне чувствительным вводимый в декабре «потолок» цен на продажу нефти в ЕС. На страны Старого Света приходится более половины экспорта российского «черного золота». По оценке агентства Bloomberg, потери федерального бюджета РФ составят порядка $22 млрд в год.
«Инициаторы предложения — США и Европа — отказываются от покупок российской нефти, поэтому непосредственно для них «потолок» неактуален. Но важно, на каком уровне к гипотетическим ограничениям присоединятся другие импортеры углеводородов. Потенциальное сокращение продаж в западные страны в натуральном выражении оценивается в 2,5-3 млн баррелей нефти, однако эти объемы можно будет реализовать на азиатском рынке, поэтому общий экспортный ущерб будет нивелирован», — считает эксперт.
Пытаясь отказаться от российских углеводородов, страны-импортеры в недалеком будущем рискуют сами же себя загнать в угол. Сделав ставку на «зеленую» энергетику, многие крупные потребители ископаемого сырья резко снизили вложения в освоение традиционных видов топлива.
Существенное недоинвестирование привело к тому, что средняя продолжительность разработки доказанных мировых запасов сократилась вдвое с 50 до 25 лет, а извлекаемые запасы и ресурсы нефти к началу 2022 года, по данным Rystad Energy analysis, уменьшилось почти на 9%.
При сохранении текущих инвестиционных трендов, мировой дефицит энергии к 2030 году вырастет в 7 раз, прогнозирует J.P. Morgan. Устранение российской нефти с мирового рынка, в том числе за счет введения потолка цен, рискует усугубить негативную динамику и предоставит биржевым спекулянтам дополнительные возможности для искусственного повышения котировок «черного золота».