Свое приобретение компании Twitter за 44 миллиарда долларов Илон Маск отметил увольнением нескольких топ-менеджеров – в том числе главного исполнительного директора Парага Агравала, финансового директора Неда Сигала и руководителя по юридическим вопросам и политике Виджая Гадде. Глава Tesla, SpaceX, Neuralink, Boring Company также уволил совет директоров купленной им компании и назначил себя единственным членом этого совета. Правда, позже он твитнул, что роспуск совета носит «просто временный» характер.
Но, по слухам, этими кадровыми решениями Маск ограничиваться не собирается. И в прессе вовсю обсуждаются сообщения о том, что новый хозяин, назначивший себя на пост генерального директора, уволит 25% рабочей силы, или почти 2000 сотрудников Twitter (согласно нормативным документам, на конец 2021 года в компании работало более 7000 сотрудников).
Широкомасштабные сокращения штатов, как отмечают СМИ, готовятся в рамках новой реструктуризации компании.
Вообще-то сообщения о том, что Илон Маск планировал сократить значительную часть персонала Twitter, циркулируют уже несколько недель. Газета The Washington Post ранее сообщала, что Маск заявлял потенциальным инвесторам, что планирует сократить почти 75% сотрудников, чтобы погасить долговое бремя. Позже, впрочем, миллиардер опроверг эти утверждения, заявив сотрудникам, что не будет сокращать такую большую часть персонала.
А в прошедшую субботу издание The New York Times сообщило, что Маск распорядился о сокращении рабочих мест в компании, при этом некоторые отделы будут сокращены больше, чем другие. Утверждалось также, что увольнения состоятся до 1 ноября, когда сотрудники должны были получать гранты на акции в качестве частичной компенсации. «Это ложь», — так отреагировал Маск на эти сообщения.
Еще до того, как Илон Маск начал свои попытки купить Twitter в апреле этого года, занимающаяся соцсетями компания столкнулась с экономическими трудностями и к июлю «значительно замедлила набор сотрудников» на фоне более широкого экономического спада в технологической отрасли. И как напоминает The Guardian, уже тогда ожидалось, что компания уволит около 25% своего персонала – независимо от поглощения ее Маском.
Атмосфера неуверенности окружила Twitter и его сотрудников с тех пор, как Маск ввязался в начале этого года в эпопею с покупкой компании – сначала предложив купить ее, а потом попытавшись отказаться от сделки из-за обвинений “Твиттера” в занижении количества ботов и спам-аккаунтов на своей платформе. И уже на этом зыбком фоне в последние месяцы многие сотрудники сочли за благо покинуть компанию. В конце концов миллиардер после нескольких месяцев юридических споров решил заключить сделку, официально оформив покупку на прошлой неделе и немедленно приступив к капитальной перестройке своего приобретения.
Пока сотрудники Twitter думают о своем будущем, новое руководство готовит, похоже, некоторые сюрпризы и для пользователей соцсети. Обсуждается, в частности, идея требовать с владельцев учетных записей платы за «синюю галочку», которая предоставляется знаменитостям, политикам, бизнес-лидерам и журналистам в качестве знака подтверждения аккаунтов с более высоким статусом. Сам Маск, комментируя эту инициативу, высказался кратко: «Интересно».
Сначала в прессе высказывались предположения, что за услуги верификации аккаунтов Twitter будет брать до 19,99 долларов в месяц. Но затем сам новый хозяин компании заявил: «Нам нужно как-то оплачивать счета! Twitter не может полностью полагаться на рекламодателей. Как насчет 8 долларов?»
Но если все вышесказанное это “про деньги”, то не стоит забывать и о том политическом шлейфе, который тянется за историей вокруг Маска и Twitter. В тот же день, когда глава SpaceX купил Twitter, саудовский миллиардер принц Аль-Валид бин Талал объявил, что он пролонгирует свои акции на 1,9 млрд долларов что сделало его крупнейшим акционером компании после Маска.
И, как отмечает Sky News, этот шаг вызвал обеспокоенность некоторых американских политиков, в том числе сенатора-демократа США Криса Мерфи, который обратился в Комитет по иностранным инвестициям с просьбой расследовать последствия саудовских инвестиций в Twitter для национальной безопасности Соединенных Штатов. «Мы должны быть обеспокоены тем, что саудовцы, которые явно заинтересованы в подавлении политических выступлений и влиянии на политику США, в настоящее время являются вторыми по величине владельцами крупной платформы социальных сетей», — твитнул сенатор.
Многих политиков по обе стороны Атлантики беспокоят также и планы Илона Маска «исправить» Twitter и сократить во имя продвижения свободы слова некоторые из ограничений контента платформы. Хотя сам миллиардер вскоре после покупки компании объявил, что никаких важных решений по контенту или восстановлению заблокированных учетных записей не будет принято до тех пор, пока не будет создан «совет модерации контента» с различными точками зрения. Но потом Маск уточнил это заявление, написав, что «любой, отстраненный по незначительным и сомнительным причинам, будет освобожден из тюрьмы Твиттера». На этом фоне обрастает плотью предположение, что Дональду Трампу может быть разрешено вернуться на платформу микроблогов. Как известно, бывшему президенту США навечно заблокировали аккаунт в Твиттере вскоре после штурма его сторонниками Капитолия 6 января 2021 года.
Ратующие за свободу самовыражения европейские политики в штыки восприняли Илона Маска в роли «абсолютиста свободы слова».
Маск не скрывал, что считает Твиттер «общественной городской площадью», где должна быть разрешена любая речь, какой бы вызывающей разногласия или сомнительной она ни была. В марте он заявил, что невыполнение этого требования может даже «подорвать демократию». Известно также, что Маск выражал обеспокоенность по поводу решения еврочиновников запретить веб-сайты российских государственных СМИ, таких как RT, после начала конфликта на Украине.
Из Брюсселя новому хозяину Twitter открытым текстом намекают на то, что он столкнется с одними из самых жестких в мире правил онлайн-модерации, от которых ЕС не собирается отступать. На прошлой неделе в официальный свод правил Евросоюза вошел Закон о цифровых услугах, позволяющий властям приказывать цифровым компаниям удалять незаконный контент на основании законодательства ЕС и национального законодательства, а также требует, чтобы платформы проверяли контент, отмеченный пользователями.
И как отмечает в этой связи Politico, «что бы Маск ни задумал насчет Twitter, для него приход в качестве его босса станет стресс-тестом для политики модерации контента в ЕС: одно дело — разработать правила для более безопасного интернета; и другое дело — обеспечить их соблюдение”.