О том, что ЕС отказался от немедленного введения «потолка» цен на весь импортируемый газ стало известно накануне обсуждения окончательного решения по этому вопросу в рамках заседания Евросовета, проведение которого запланировано на 20-21 октября. Как сообщило агентство Bloomberg, на очередной встрече официальные представители стран континента планировали согласовать новые предложения, позволяющие избежать резких скачков стоимости газа, позволяющие «использовать совместную покупательную способность Евросоюза в качестве рычага на переговорах с мировыми производителями энергоресурсов». С большой долей вероятности можно говорить, что предстоящее заседание Евросовета не окажется площадкой для компромисса. Интересы разных стран ЕС, судя по всему, находятся в разных экономических плоскостях: одни уже успели накопить значительные энергетические резервы на ближайший отопительный сезон и обладают возможностью для пополнения своих запасов; другие пока не могут похвастаться аналогичными успехами и поэтому ощущают серьезное беспокойство в вопросе преодоления зимнего периода.
К категории «везунчиков» можно отнести Венгрию, энергобаланс которой на 85% зависит от поставок из нашей страны. Вопреки угрозам Брюсселя о принудительном сокращении потребления российских углеводородов, Будапешт еще летом договорился с «Газпромом» об увеличении поставок из нашей страны на ближайшие годы. В свою очередь, энергетическая безопасность Италии, которая на четверть обеспечивалась голубым топливом из России, теперь попала в зону риска. Риму приходится срочно искать альтернативных энергетических партнеров в Алжире и Египте, чтобы справиться с потенциальным дефицитом в зимние заморозки.
Как полагает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков, далеко не все европейские государства и в дальнейшем согласятся с введением предельных цен на углеводороды из нашей страны. Как полагает энергетический министр Австрии Леоноре Гевесслер, ее страна не может поддержать инициативу Брюсселя, поскольку наполовину зависит от поставок российских энергоносителей. А министр энергетики Бельгии Тин ван дер Стратен заявила, что поддержит такую меру, если ограничения коснутся не только российского, но и всего остального импортного сырья.
По мнению финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, разногласия среди европейских газовых импортеров вполне объяснимы. «Несколько сотен крупных заводов континента в настоящее время оказались под угрозой полной остановки из-за дефицита топлива. Расход запасов в подземных хранилищах Европы крайне дифференцирован, поскольку менее половины стран ЕС обладают ПГХ. Крупнейшие потребители утверждают, что накопили более 90% необходимых для зимы объемов энергоресурсов, но другие не смогли набрать даже половину. Более всего пострадала энергоемкая промышленность, включая металлургическую отрасль и производства, связанные с производством удобрений», — предупреждает эксперт.
В то же время далеко не факт, что газовый ценовой потолок, даже если он будет в конце концов принят, нанесет значительный финансовый урон России. В первой половине 2022 года, вопреки всем санкциям, чистая прибыль «Газпрома» оказалась на рекордно высоком уровне, что позволило монополии заявить о намерении вложить в свои новые добывающие и экспортные проекты почти 2 трлн рублей. «В последнее время ЕС не осуществляет закупки газа у России централизованным образом, то есть на долгосрочных условиях. Конкретные страны-импортеры договариваются о скидках с «Газпромом» напрямую — без посредничества европейских структур, — объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — Именно такая схема, преследующая чисто экономические, а не политические интересы, теоретически должна стать базисом для налаживания межгосударственных отношений. Однако в нынешней обстановке создается впечатление, что европейских политиков заботит не плачевное положение их экономик и падающие доходы рядовых обывателей, а собственные конъюнктурные интересы, позволяющие им оставаться на политической арене».