Российский бизнес в Турции: трудности входа

Если выжить в Турции — выживешь везде

Турция, пожалуй, впервые в новейшей истории российско-турецких отношений попала в фокус столь пристального внимания со стороны отечественного делового сообщества.

Делая перифраз советской киноклассики, заменив «Сочи» на «Турцию», если до сих пор расхожим было «в Турции хоть раз в жизни отдыхает каждый человек», то теперь это выражение можно приложить и к бизнесу тоже.

Если выжить в Турции — выживешь везде

Можно смело утверждать, что за время специальной военной операции в Турции попробовала свои силы заметная доля отечественных предпринимателей, строящих международную деятельность.

Лишь одна цифра, наглядно иллюстрирующая, без преувеличения, бум, происходящий в наши дни на деловом треке российско-турецких отношений: за шесть месяцев этого года, с марта по август, в Турции открыто более 700 компаний с российским участием. И этот процесс продолжается.

Находит ли для себя российский бизнес в Турции искомое? Ответ — скорее да, иначе бы не валил валом в Турцию.

Разобрались ли те россияне, кто вплоть до настоящего времени с Турцией дела не имел, в ней как в потенциальном партнере и увидели ли для себя все те возможности, которые страна в нынешних условиях предлагает? Здесь существуют сомнения.

Турция, невзирая на кажущуюся простоту и открытость, — страна сложная, с двойным, тройным и даже четверным дном. В менталитете турок четко работает система распознавания «свой–чужой». Чужого дальше лобби в 5-звездочной гостинице «все включено» не пускают. Чаю-кофе нальют, кебабом угостят, о житье-бытье поговорят, но на этом — всё.

То, что я регулярно повторяю тем российским предпринимателям, кто ко мне обращается за консультацией по Турции: для того же, чтобы стать не чужим (не говорю даже своим — это вообще «высший пилотаж»), надо потратить не один месяц времени и выпить с турками не один литр наваристого черного чая.

Берусь утверждать, что на удаленке устойчивый бизнес с турками построить нельзя. Наездами вопросов не решить, надо стоять двумя ногами в стране, обеспечив там себе постепенное превращение из «чужого» в «нечужого» или даже «своего».

Что касается правильного понимания всего спектра возможностей, предлагаемых Турцией, приведу ниже несколько тезисов, озвученных мной недавно на московском бизнес-форуме для отечественного бизнеса, где я выступил в качестве эксперта по российско-турецким отношениям.

На первом плане у всех, естественно, возможности Турции как хаба, логистического и финансового. Но это чересчур узкий взгляд на турецкий потенциал, хотя он и может позволять российскому бизнесу решать ряд текущих операционных задач. К примеру, по осуществлению взаиморасчетов с внешним миром или же по доставке через Турцию необходимого оборудования и материалов в рамках так называемого параллельного импорта.

Впрочем, тут надо оговориться, что если с платежами все более-менее понятно, то параллельный импорт — это в немалой степени миф. Эта история работает только в двух случаях.

Первый случай — это «неномерные», не уникальные по своей сути западные товары. К примеру, товары народного потребления, которые прекрасно импортозамещаются и ради которых, в принципе, не стоит городить огород с закупкой через третьи страны. Но при наличии в России устойчивого спроса проблемы нет, потому что эти товары массовые и никто не будет по серийному номеру отслеживать их конечного пользователя.

Второй случай — это уникальное, «номерное» оборудование и комплектующие к нему. В этом случае западный поставщик поинтересуется и конечным пользователем оборудования, и тем, где оборудование будет использоваться. Да еще и представителей своих пришлет, чтобы посмотреть место будущей установки.

Минуя длинные цепочки рассуждений, скажу, что чтобы такое оборудование попало в Россию, нужна не условная Турция или другая страна как промежуточное звено, а требуется прежде всего готовность западного изготовителя стать частью схемы по поставке в Россию, не задавая лишних вопросов.

В противном случае пресловутый параллельный импорт не работает. По ответам на первые же вопросы въедливый западный поставщик все поймет и ответит отказом на поставку. И даже если один раз все получится, то никто не гарантирует успеха в любой из последующих разов. Речь идет о крайне неустойчивой схеме, которая может оправдываться только «пожарностью» возникшего запроса.

Помимо параллельного импорта Турция предоставляет целый ряд возможностей по замещению собой Запада, уходящего из России. Однако это не та мера, которая должна быть долгосрочно интересна «импортозамещающейся» России. Стратегически Турция может быть интересна нашей стране с точки зрения возможности создания с турками каких-либо совместных предприятий на территории России, Турции и третьих стран.

Отдельная тема — это привлечение турецких инвестиций на территорию России в строительство инфраструктуры, промышленной и социальной. Касательно последнего, к примеру, туризм, с учетом перегруженности предложением самой Турции и объективной нехватки объектов гостеприимства в России с ростом внутренних потоков, — возможная точка приложения турецких инвестиций и компетенций.

Еще одно перспективное направление — это изучение опыта турецкого предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Давно говорил, что учиться не зазорно, тем более что у турецкого бизнеса есть много чему. А вот стыдным является снобизм, который наши отдельные «бизнесмены» (такого рода публику беру в кавычки) пытаются проявлять за рубежом, причем абсолютно на ровном месте.

Выход на турецкий рынок со своей продукцией и услугами возможен, хотя и крайне труден. Турция — высококонкурентная страна, где видели и видят поставщиков со всего мира. Здесь сложно кого-то чем-то удивить. Зато если выжить в Турции — выживешь везде.

И в заключение про политику — призыв к отечественной власти и к бизнесу от меня, как человека, кто наблюдает Турцию и российско-турецкие отношения изнутри, будучи непосредственным участником процесса.

Турция сейчас находится под колоссальным давлением со стороны Запада. Турецкий «самострел» с запретом платежной системы «Мир» случился из-за тяжелейшего американского наезда. И они, эти наезды, не просто продолжаются, а день ото дня только усиливаются.

Это подводит к мысли о том, что российскому бизнесу не надо устраивать массовых мероприятий с турками в присутствии прессы. И тем более не надо политизировать свои цели и задачи. Не стоит забывать, что предприниматели собираются вместе только и исключительно только для того, чтобы договориться о взаимовыгодном сотрудничестве, а не для того, чтобы «прорывать блокаду» и «утереть нос» Западу.

Хотя налаживание сотрудничества и влечет за собой последнее, но отечественному бизнесу точно не надо ставить политические цели во главу угла, да еще «свистеть» об этом на каждом углу. Мы живем в едином информационном пространстве, доступном всем, имеющим глаза и уши. В том числе нашим западным «партнерам», постоянно работающим над тем, чтобы пресечь любые российские попытки строить отношения со внешним миром, в том числе с Турцией.

Рапортовать в открытых источниках — СМИ или социальных сетях — об очередных «достигнутых успехах» с турками — это как если, сидя в окопе, по открытым каналам связи сообщать свои координаты с ориентировками на местности для «прилета» от противника. Более того, как это водится в отечественной практике, зачастую эти новости опережают реальные дела: еще ничего толком и не сделали, но зато уже торопимся «отчитаться» и поставить себе «галку». Новость идет в информационное пространство и ложится прямиком на стол «западникам», и все рассыпается, даже еще не начавшись.

В общем, надеюсь, бизнес меня понял: делайте свое дело тихо и в одиночном порядке, без массовки. И не лезьте в политику, разворачивая российский флаг, чтобы позлить кого-то там, пусть даже и делаете благое дело для нашей Родины. Достаем с антресоли плакат «Болтун — находка для врага!», стряхиваем пыль и вешаем на стене в качестве постоянного наглядного напоминания того, в какой исторический период мы все живем и какая ответственность на всех возложена. Не только на непосредственных участников СВО, но и на бизнес, обеспечивающий тылы и кующий будущую Победу, — в той же самой мере.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру