Наверное, многие россияне, услышав новость о том, что по итогам сентября вновь зафиксирована инфляция, только плечами недоуменно пожмут: «А что, она разве у нас заканчивалась?». «Да, заканчивалась!» – уверенно отвечает на этот вопрос Росстат. Согласно его подсчетам, три месяца подряд – июнь, июль и август – фиксировалась дефляция, то есть снижение цен в среднем по стране – по 0,3–0,5% в месяц. Благодаря чему, в годовом измерении показатель инфляции с заоблачных весенних высот в 17–18% упал до 13,7%.
И все же, что такого случилось в сентябре, что тренд на понижение цен оказался сломлен. Изучение обширных таблиц Росстата по разным товарным группам выявило три аномально подорожавшие в первый месяц осени товара и услуги, которые и стали драйверами роста для всей потребительской линейки. Во-первых, случился скачок цен на огурцы – на 31,6%, во-вторых произошло существенное удорожание полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – на 18,5%, в-третьих, имел место рост стоимости поездок на отдых в ОАЭ и Египет – на 26,5% и 25,1% соответственно. Если с туризмом подорожание можно объяснить геополитическими сложностями, а с ОСАГО – новыми решениями и требованиями властей, то с огурцами-то что не так?
Как объясняют аграрии, по весне наблюдалась обратная картина: тогда весь «борщевой набор» аномально дорожал, а огурцы – чуть ли не единственные из всех овощей – дешевели. Это было связано с тем, что по огурцам российские производители полностью обеспечивали нужды нашего рынка (доля импорта составляла всего 4%, причем он шел из дружественных стран). Так что никакие санкции, закрытия границ и разрывы логистических цепочек огурцам не грозили. Но к осени производителей этого овоща в полной мере накрыли все те же проблемы, что и остальных аграриев – подорожание транспорта, энергии, удобрений, сырья и всего остального. Вот и пошли огурцы в рознице наверстывать упущенное в предыдущие месяцы…
Ну а в целом за сентябрь продовольственные товары, если верить Росстату, подешевели на 0,38%, а плодоовощная продукция – и вовсе на 4,11%. Среди лидеров удешевления – весь «борщевой набор» (кроме аномальных огурцов), яблоки, виноград, сахарный песок. А вот яйца, бананы, апельсины стали за сентябрь на 3–5% дороже. И даже хлеб прибавил 0,4%. Да и в целом в годовом выражении продовольственная инфляция все равно остается весьма ощутимой – 14,2%.
Из других исследуемых статистическим ведомством групп обращает на себя внимание заметное подорожание страховых услуг – более чем на 10%. А вот вечный источник ценовых волнений – бензин – прибавил еле заметные 0,14%. Менее чем на 1% подорожали и жизненно-важные лекарственные препараты. От 1 до 2% прибавили в цене мыло, гигиенические прокладки, спички. Зато на 0,9% в среднем стали дешевле строительные материалы. Тарифы ЖКХ остались практически неизменными.
Но за всей этой более или менее занимательной статистикой вырастает большая проблема: что будет происходить с ценами дальше – хотя бы до конца года? Правительство уверено в том, что они будут падать, и вписывает в своей макроэкономический прогноз цифру 12,4% – такой должна оказаться годовая инфляция по итогам декабря. Независимые же эксперты уверены в том, что наоборот, маховик инфляции будет раскручиваться по мере приближения к новому году. И для этого есть сразу несколько предпосылок: конец сезонного фактора дешевых овощей и фруктов, уже объявленный сверхплановый рост тарифов ЖКХ на 9% в декабре, вероятное (и желаемое правительством) ослабление рубля, которое всегда подстегивает рост цен…
«Если оценивать предстоящую инфляцию, то не надо забывать о таком грозном потенциальном драйвере, как индексация тарифов ЖКХ для населения, которая решением правительства перенесена с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022-го. Причем тарифы вырастут не на 4%, как летом, а сразу на 9%. И это почти наверняка подхлестнет общую инфляцию», – полагает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Кроме того, напоминает эксперт, кабинет министров намерен ослабить рубль с помощью обновленного бюджетного правила, потратив на это почти 1 трлн рублей. Нагрузка на казну растет, а крепкий рубль мешает ее наполнить. Если задачу удастся решить, инфляция еще больше ускорится.
Если все эти факторы сработают, то о дефляции нам придется забыть всерьез и надолго, а средний по стране рост цен вернется в годовом измерении к весенним пикам в 17–18%.