Теракты, произошедшие 26 сентября сразу на двух российских газопроводах в Европу — «Северном потоке-1» и «Северном потоке - 2», закрыли возможность полноценной эксплуатации этих маршрутов, причем, первый из них до последнего времени считался основным каналом, по которому европейцы получали «голубое топливо» из нашей страны. Международный консорциум Nord Stream, отвечающий на отгрузку углеводородов по первому трубопроводу, заявил, что предварительная оценка ущерба «беспрецедентна», поэтому оценить сроки ремонта пока невозможно. Между тем, диверсии не смогли полностью отключить Европу от российских энергоресурсов: в результате взрывов были выведены три из четырех ниток балтийских трубопроводов, но одна из оставшихся магистралей осталась в неприкосновенности. «Требуется принятие дальнейших решений по судьбе этой нитки: она построена, и в случае принятия необходимых юридических решений европейскими коллегами относительно ее сертификации и снятия ограничений, Россия в короткие сроки могла бы обеспечить соответствующие поставки по этому газопроводу», — заявил Александр Новак.
Как полагает Новак, вторая нитка СП-2, по предварительным данным, находится в «надлежащем техническом состоянии и это маршрут можно включить в список экспортных газовых линий из России в Европу.
Пока «Северный поток - 2», поставки газа по которому могли бы стартовать еще год назад, из-за западных санкций простаивает. Его маршрут проложен через Балтийское море практически параллельного маршруту своего «старшего брата», «Северного потока - 1», и способен поставлять в Европу 55 млрд кубометров углеводородов ежегодно.
По словам ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, «Газпром» уверен, что откачает газ, запустит необходимые для определения неисправных транспортных отрезков приборы, и сможет возобновить экспорт топлива в Европу в любое время — диагностика, стартовая профилактика и наполнение магистрали буферным газом займет не больше недели. «Если будет доказано, что труба в порядке, то технологических препятствий не должно возникнуть: «Северный поток - 1», приостановка работы которого была связана с проблемами поставки перекачивающих турбин из Канады и Германии, может быть запущен в любой момент», — надеется аналитик.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов не столь оптимистичен. «Для проведения любых ремонтных работ, даже для погружения туда водолазов, все равно потребуется разрешение со стороны Дании, потому что труба проходит в датской акватории. Копенгаген, власти которого проводят собственное расследование происшествия, наверняка будет препятствовать исследовательским работам и проведению ремонтных работ со стороны России. То же самое может сделать Финляндия и Швеция, по внутренним водам которых проложен российский газопровод. Подключение нитки «Северного потока — 2» к европейски распределительным сетям будет зависеть от сертификации Брюсселем российской трубопроводной нитки».
Эксперт напоминает, что процесс оформления документов весной этого года был приостановлен — его возобновление зависит от санкционных ограничений, введенных ЕС в отношении поставок российских углеводородов.
«Европа вряд ли полностью отменит свои претензии, — считает Игорь Юшков. — Однако могут последовать различные дополнения и изменения в нынешние документы, которые создадут лазейку в общих запрещающих вердиктах в отношении России. Соединенные Штаты продолжают убеждать европейских партнеров в своей способности наполнить рынок континента собственными углеводородами, однако американцам и самим не хватает сырья для снижения тарифов на автозаправках. Вероятность того, что Брюссель разрешит частичный запуск «Северного потока-2» с каждым днем растет. Правда, в последнее время европейцы предпочитают руководствоваться не хозяйственными, а геополитическими мотивами. Никого не удивит, если скоро станет известно, что и последняя нитка «Северного потока - 2» окажется повреждена. В таком случае выбора у стран ЕС не останется — придется покупать сжиженный газ у Америки».