Американская администрация президента Джо Байдена и ее сторонники гневно отреагировали на решение ОПЕК+ сократить добычу нефти, усмотрев в нем отпор усилиям президента США по улучшению отношений с Саудовской Аравией.
Как отмечает The Guardian, Белый дом ясно дал понять, что рассматривает решение нефтедобывающего картеля, в котором знак плюс означает включение России, сократить ежедневную добычу на 2 млн баррелей, как геополитический шаг и пренебрежение к Байдену, который стремится сократить российские доходы и снизить в Соединенных Штатах цены на бензин перед ноябрьскими выборами в Конгресс.
Байден разозлил своих сторонников, посетив Джидду (Саудовская Аравия) в июле, где он был снят на камеры приветствующим наследного принца Мухаммеда бин Салмана в надежде на увеличение добычи «черного золота» и снижение цен на нефть, несмотря на выводы разведки США о том, что за убийством в 2018 году саудовского диссидента и обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги стоит именно этот фактический правитель королевства, пишет The Guardian.
Представитель Белого дома Карин Жан-Пьер заявила: «Очевидно, что сегодняшнее заявление ОПЕК+ поддерживает Россию».
В заявлении советника по национальной безопасности Джейка Салливана и директора Национального экономического совета Брайана Диза говорится, что президент Байден «разочарован недальновидным решением… в то время как мировая экономика сталкивается с продолжающимся негативным воздействием» конфликта на Украине.
«Я думаю, что это ошибка с их стороны. И я думаю, что пришло время для полной переоценки союза США с Саудовской Аравией», — заявил сенатор-демократ Крис Мерфи в интервью CNBC.
А конгрессмен-демократ от Нью-Джерси Том Малиновски представил закон, согласно которому американские войска должны быть выведены из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. «Наш сигнал МБС (саудовскому принцу Мухаммеду бин Салману. – «МК») должен быть таким: «Если вы хотите встать на сторону Путина, то попросите Путина защитить вас. И удачи вам в этом», — написал Малиновский в соцсети.
Халид Альджабри, чей отец Саад является высокопоставленным сотрудником саудовской разведки в эмиграции, утверждал, что каковы бы ни были последствия, часть намерений, стоящих за участием Эр-Рияда в решении ОПЕК+, касалась политики США.
«Предыдущие монархи смогли оптимизировать между максимизацией доходов от саудовской нефти и согласованием производственной политики с интересами своих западных гарантов безопасности, в основном США, — говорит Альджабри. – Принц Мухаммед – другой. В отличие от своих предшественников, он проницательно наблюдает за внутренней политикой США и прекрасно понимает, что высокие цены на газ и инфляция могут повлиять на результат выборов в пользу действующего президента и его партии».
Несмотря на гнев в Вашингтоне, эксперты по Саудовской Аравии и нефтяному рынку задались вопросом, насколько сильно это решение повлияет на двусторонние отношения между Соединенными Штатами и аравийским королевством, которые и без того изнашиваются.
«Я не думаю, что саудовцы считают, что администрация США может многое сделать, чтобы значимым образом выразить свое недовольство, и я не думаю, что США ожидают, что Саудовская Аравия пойдет против дискуссий ОПЕК в своих интересах, — считает эксперт по безопасности на Ближнем Востоке Кирстен Фонтенроуз. – Поэтому я думаю, что саудовцы знают, что США это не понравится, но им все равно».
В рамках своих предложений Эр-Рияду летом Байден одобрил продажу значительного количества оружия Саудовской Аравии, но после начала украинского конфликта союзники по НАТО, которые предоставили оружие Киеву и надеются пополнить свои арсеналы, в соответствии с правилами альянса перепрыгнули вперед в очереди за американскими вооружениями, обойдя саудовцев. Так что обещание Байдена о продаже оружия так и не было выполнено, пишет The Guardian.
Эд Хирс, эксперт по энергетике экономического факультета Хьюстонского университета, также заявил, что Запад не предоставил вакцины, которые требовались Саудовской Аравии в разгар пандемии коронавируса, и в стране наблюдался высокий уровень смертности.
«Соединенным Штатам на данный момент нечего предложить, и саудовцы не видят причин оказывать какую-либо помощь», — считает Эд Хирс.
Впрочем, как пишет The Guardian, не исключено, что сокращение производства не окажет большого влияния на цены. Несмотря на превзошедшие прогнозы, сделанные ранее на этой неделе, о сокращении добычи на 1–1,5 млн баррелей, несколько производителей ОПЕК уже добывают меньше своих квот, поэтому фактическое сокращение может быть ближе к 900 000 баррелей.
«Страны ОПЕК не хотят быть в состоянии поставлять слишком много баррелей в мировую экономику, которая их ослабляет, — добавил Хирс. – Это не разрыв с Западом, потому что отношения уже были разорваны. Мы не особо помогали им в очень трудные времена».