Очередной упадок досугового сегмента экономики имеет под собой несколько причин. Во-первых, много потенциальных клиентов и покупателей либо были мобилизованы, либо покинули Россию. Оставшиеся отказываются ходить на шопинг и в кино – настроение к этому совсем не располагает. Статистика удручающая: трафик в российских ТРЦ в среднем упал на 7,4%, а падение арендного дохода, по оценке бизнесменов, уже составляет 35-45%. У фитнес-центров на 10–25% снизились продажи клубных карт и участились случаи отказов от купленных абонементов, рестораны тоже пустуют. К чему это приведёт?
Как отметил президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко, отток клиентов напрямую связан с ассортиментом, который ТЦ готовы предложить. Процесс ухода из РФ западных брендов пока не завершён – магазины продолжают распродавать старые запасы, хотя о возврате компаний на российский рынок речь точно не идёт.
«Сейчас некоторые российские сети покупают франшизы турецких компаний, но пока что процесс неравномерный – конечно, уходит гораздо больше, чем приходит. По нашим оценкам, даже если все западные магазины закроются вовсе, это будет всего 20% торговых площадей, и рынок вполне может их занять. Что же касается импортозамещения, то ситуация пока своеобразная: потенциал есть, однако очень многое завязано на иностранном оборудовании. Кроме того, сейчас привезти готовый товар из Китая и продать здесь выгоднее, чем изготовить его в России, и это тоже бьёт по развитию российского производства. Так что я скажу так: посещаемость упала на 7-15%, но говорить о том, что торговые центры опустели, не приходится», – отметил Москаленко.
Между тем продавцы работающих в московских ТЦ магазинов, с которыми «МК» удалось пообщаться, настроены скептически – по их словам, налицо снижение интереса людей к шопингу. Те москвичи, которые весной в панике скупали всё-всё-всё, сейчас опустили руки и предались унынию.
– Покупать продолжают, но об удовольствии от шопинга речь не идёт. Это даже не шопинг-антистресс, как часто бывает. Раньше приходили купить, чтобы поднять себе настроение, сейчас нет такого. Люди просто берут то, что им нужно. Иногда срываются. Вчера, например, у меня была покупательница, молча взяла флакон духов, пошла на кассу. Я говорю: мол, возьмите 100 мл, поставок больше не будет. Она мне вдруг: «Да теперь много чего больше не будет, в том числе нормальной жизни!» Вот и что тут ответить? – рассказывает Надежда К., консультант сетевого магазина парфюмерии.
Посещаемость торговых центров неразрывно связана с посещаемостью кинотеатров – ну а киноиндустрия, по мнению экспертов, сейчас переживает самую тяжелую ситуацию: никто не надеется выкарабкаться, к этому нет ни единой предпосылки. Как отметил член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев, сегодня 41% залов кинотеатров в стране не работают – и дальше будет только хуже.
«Мы теперь с тоской вспоминаем пандемию. Индустрия рухнула. Прежде всего из-за ухода фильмов Голливуда: можно сколько угодно спорить о его достоинствах и недостатках, но он давал нам контент. Заменить его российскими фильмами невозможно: они непривлекательны для зрителей. На индийское кино, например, ходят только индусы-экспаты, живущие в наших городах – приходят, хлопают и очень радуются. Конечно, спасибо им за это, но выручку они не создадут. Летом мы просели в 4 раза, это хуже, чем в любой другой смежной индустрии. Никакой помощи от государства мы пока не получили, наши просьбы пока не слышат», – объяснил Исаев.
Ситуация с общепитом на этом фоне выглядит более-менее стабильной: всё-таки еда – это более насущная потребность, чем просмотр кино или покупка обновок. По словам Игоря Бухарова, главы Федерации рестораторов и отельеров России, ситуация отличается от региона к региону, кроме того, в сентябре посещаемость ресторанов всегда снижается – остается только сравнивать статистику и смотреть, насколько она снизилась.
«Сегодня более простые заведения набирают обороты, а в дорогих ресторанах посещаемость снижается – если мы будем пытаться высчитать какое-то «среднее», то ничего объективного не получится. Таких проблем, какие были во время ковида, сейчас точно нет, все в пределах нормы», – коротко пояснил Бухаров.
В сложной ситуации оказались спортивные центры и фитнес-клубы: к ним сложности подкрались с двух сторон одновременно. Во-первых, клиенты теряют желание и мотивацию ходить заниматься, а во-вторых, многие молодые сотрудники-мужчины вынуждены уходить, получив повестки на мобилизацию. Всё это вместе создает печальные перспективы, рассказала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева:
«Если у ресторанов сентябрь – провальный месяц, то в фитнес-индустрии, наоборот, пик сезона – все возвращаются после летних каникул и начинают вновь заниматься собой. В этом году не так. Первую неделю после 21 сентября падение выручки фитнес-клубов составило порядка 30-35%. Сейчас у нас падает посещаемость: люди просто перестают ходить даже по уже купленным абонементам, им не хочется заниматься фитнесом, когда вокруг такое происходит. Кроме того, есть ещё и объективная причина снижения трафика. Мы не знаем, сколько повесток о мобилизации пришло клиентам, но мы знаем статистику по нашим сотрудникам – порядка 3-4% уже ушло с повестками, ещё около 2% уехали из России. Кем их заменить – открытый вопрос, это очень серьёзная кадровая проблема», – обрисовала ситуацию Киселева.