Предприниматель рассказал, как мобилизация отразилась на покупательских настроениях россиян

Продавцы повсеместно жалуются на снижение выручки

Объявленная 21 сентября 2022 года частичная мобилизация стала серьезным вызовом для владельцев торговых центров, ресторанов, кинотеатров и фитнес-клубов. В стрессовой ситуации, конечно, желание ходить на шопинг и смотреть кино, хрустя попкорном, у людей пропадает – уже зафиксировано резкое снижение посещаемости и доходности. Предприниматели рассказали о ситуации в своей отрасли и о том, как они планируют справляться с новым кризисом.

Продавцы повсеместно жалуются на снижение выручки

Очередной упадок досугового сегмента экономики имеет под собой несколько причин. Во-первых, много потенциальных клиентов и покупателей либо были мобилизованы, либо покинули Россию. Оставшиеся отказываются ходить на шопинг и в кино – настроение к этому совсем не располагает. Статистика удручающая: трафик в российских ТРЦ в среднем упал на 7,4%, а падение арендного дохода, по оценке бизнесменов, уже составляет 35-45%. У фитнес-центров на 10–25% снизились продажи клубных карт и участились случаи отказов от купленных абонементов, рестораны тоже пустуют. К чему это приведёт?

Как отметил президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко, отток клиентов напрямую связан с ассортиментом, который ТЦ готовы предложить. Процесс ухода из РФ западных брендов пока не завершён – магазины продолжают распродавать старые запасы, хотя о возврате компаний на российский рынок речь точно не идёт.

«Сейчас некоторые российские сети покупают франшизы турецких компаний, но пока что процесс неравномерный – конечно, уходит гораздо больше, чем приходит. По нашим оценкам, даже если все западные магазины закроются вовсе, это будет всего 20% торговых площадей, и рынок вполне может их занять. Что же касается импортозамещения, то ситуация пока своеобразная: потенциал есть, однако очень многое завязано на иностранном оборудовании. Кроме того, сейчас привезти готовый товар из Китая и продать здесь выгоднее, чем изготовить его в России, и это тоже бьёт по развитию российского производства. Так что я скажу так: посещаемость упала на 7-15%, но говорить о том, что торговые центры опустели, не приходится», – отметил Москаленко.

Между тем продавцы работающих в московских ТЦ магазинов, с которыми «МК» удалось пообщаться, настроены скептически – по их словам, налицо снижение интереса людей к шопингу. Те москвичи, которые весной в панике скупали всё-всё-всё, сейчас опустили руки и предались унынию.

– Покупать продолжают, но об удовольствии от шопинга речь не идёт. Это даже не шопинг-антистресс, как часто бывает. Раньше приходили купить, чтобы поднять себе настроение, сейчас нет такого. Люди просто берут то, что им нужно. Иногда срываются. Вчера, например, у меня была покупательница, молча взяла флакон духов, пошла на кассу. Я говорю: мол, возьмите 100 мл, поставок больше не будет. Она мне вдруг: «Да теперь много чего больше не будет, в том числе нормальной жизни!» Вот и что тут ответить? – рассказывает Надежда К., консультант сетевого магазина парфюмерии.

Посещаемость торговых центров неразрывно связана с посещаемостью кинотеатров – ну а киноиндустрия, по мнению экспертов, сейчас переживает самую тяжелую ситуацию: никто не надеется выкарабкаться, к этому нет ни единой предпосылки. Как отметил член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев, сегодня 41% залов кинотеатров в стране не работают – и дальше будет только хуже.

«Мы теперь с тоской вспоминаем пандемию. Индустрия рухнула. Прежде всего из-за ухода фильмов Голливуда: можно сколько угодно спорить о его достоинствах и недостатках, но он давал нам контент. Заменить его российскими фильмами невозможно: они непривлекательны для зрителей. На индийское кино, например, ходят только индусы-экспаты, живущие в наших городах – приходят, хлопают и очень радуются. Конечно, спасибо им за это, но выручку они не создадут. Летом мы просели в 4 раза, это хуже, чем в любой другой смежной индустрии. Никакой помощи от государства мы пока не получили, наши просьбы пока не слышат», – объяснил Исаев.

Ситуация с общепитом на этом фоне выглядит более-менее стабильной: всё-таки еда – это более насущная потребность, чем просмотр кино или покупка обновок. По словам Игоря Бухарова, главы Федерации рестораторов и отельеров России, ситуация отличается от региона к региону, кроме того, в сентябре посещаемость ресторанов всегда снижается – остается только сравнивать статистику и смотреть, насколько она снизилась.

«Сегодня более простые заведения набирают обороты, а в дорогих ресторанах посещаемость снижается – если мы будем пытаться высчитать какое-то «среднее», то ничего объективного не получится. Таких проблем, какие были во время ковида, сейчас точно нет, все в пределах нормы», – коротко пояснил Бухаров.

В сложной ситуации оказались спортивные центры и фитнес-клубы: к ним сложности подкрались с двух сторон одновременно. Во-первых, клиенты теряют желание и мотивацию ходить заниматься, а во-вторых, многие молодые сотрудники-мужчины вынуждены уходить, получив повестки на мобилизацию. Всё это вместе создает печальные перспективы, рассказала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева:

«Если у ресторанов сентябрь – провальный месяц, то в фитнес-индустрии, наоборот, пик сезона – все возвращаются после летних каникул и начинают вновь заниматься собой. В этом году не так. Первую неделю после 21 сентября падение выручки фитнес-клубов составило порядка 30-35%. Сейчас у нас падает посещаемость: люди просто перестают ходить даже по уже купленным абонементам, им не хочется заниматься фитнесом, когда вокруг такое происходит. Кроме того, есть ещё и объективная причина снижения трафика. Мы не знаем, сколько повесток о мобилизации пришло клиентам, но мы знаем статистику по нашим сотрудникам – порядка 3-4% уже ушло с повестками, ещё около 2% уехали из России. Кем их заменить – открытый вопрос, это очень серьёзная кадровая проблема», – обрисовала ситуацию Киселева.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру