Большинство выпускаемых в нашей стране авиационных беспилотников не удовлетворяют требованиям Минобороны РФ, заявил 27 сентября его представитель, полковник Игорь Ищук. По его мнению, производители не в состоянии выполнить требования, которые в российском военном ведомстве предъявляют к такой технике. «И основная проблема невыполнения — элементная база», — сообщил Ищук. Он добавил, что из-за этого военное ведомство «вынуждено идти на упрощение, на дополнительные соглашения, на прием БЛА в эксплуатацию в опытном режиме». И если в условиях спецоперации в таких «грехах» признается целое Минобороны, то можно говорить о провале всей предыдущей политики в сфере высоких технологий.
Над ответом на вопрос, что же мешает России войти в лидеры в ИТ-сфере, власти бьются не одно десятилетие, но воз и ныне там. Казалось бы, и ресурсов достаточно, и уровень технического образования в нашей стране высокий, и примеры успешно работающих компаний — антивирусников¸ поисковых систем, финтехов и даже госуслуг — имеются, и Сколково с Иннополисом давно построены. Но события 2022 года показали, что хвастаться особенно нечем. «Наше отставание в технологиях достигло уже непреодолимой пропасти, к сожалению, — говорит исполнительный директор InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев. — Все это происходило с конца 80-х годов, по сути у меня на глазах, когда выпускаемые нашими НИИ микропроцессоры еще не сильно отличались от западных аналогов, вот только с тех пор в их технологии были вложены триллионы долларов потребителей, а в наши — жалкие миллионы из бюджета, большая часть которых была разворована. Результат мы все видим».
Россия сейчас в ситуации, когда нет времени даже на поиск и наказание виновных. Нужно срочно что-то делать, чтобы наверстать упущенное, если это вообще возможно. «В свое время Япония за 10 лет скупила по миру 15 тысяч патентов и не только смогла достичь независимости, но и стать нетто-экспортером технологий», — напоминает директор Института Столыпина Антон Свириденко. Но для достижения таких успехов в текущих условиях потребуются беспрецедентные меры и продуманная государственная политика, а не игра с выдаванием желаемого за действительное, как это во многом произошло уже в импортозамещении.
В нашей стране интерес властей к высоким технологиям большой, но диспропорциональный. Вроде бы есть много хороших заявлений о намерениях, скажем, в июне премьер-министр РФ Михаил Мишустин на выставке «Иннопром» сказал, что наша страна должна быстро добиться технологического суверенитета, а ее экономика — перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Однако остается открытым вопрос о наличии единой стратегии с целями, планом по отраслям и задачами, которые необходимо выполнить, а также непонятно, что будет, если их не удастся достичь, последует ли наказание за саботаж или некомпетентность, к примеру. «На сегодняшний момент поддержка и внимание к различным технологическим отраслям со стороны государства диспропорциональна», — отмечает первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова. Для поддержки отдельных отраслей существуют профильные министерства, институты развития, а также программы и стратегии, принятые Правительством РФ. В то же время для других «немодных» отраслей отсутствуют даже профильные департаменты в рамках министерств и крайне ограничены возможности привлечения финансирования. Итак, во-первых, нужна продуманная политика, включающая в себя стимуляцию компаний. «Актуально распространение налоговых льгот для ИТ-сектора — социальные взносы и налог на прибыль — на технологические компании из других приоритетных направлений, — продолжает тему Попова. — Всего мы с Минэкономразвития России выделили 10 таких направлений. Это особенно важно в контексте дефицита оборотного финансирования, с которым столкнулись компании из-за ситуации в мире». При этом предприятий с экономическими и технологическими характеристиками национальных чемпионов не так много. Вместе с Минэкономразвития удалось оцифровать весь этот массив компаний с размером выручки в промежутке от 1 млрд до 15 млрд рублей. Их оказалось не более 700 компаний на всю страну, что не создает значительных выпадающих доходов из бюджетов РФ, считает эксперт.
Во-вторых, следует поддерживать Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Делать это можно через формирование новых и расширение имеющихся площадок. Очевидно, что для громадной России примеров только Сколково с Иннополисом недостаточно. По мнению Свириденко, формировать сильные научно-технологические центры оптимальнее в формате кластеров. «Такие есть в мире: и в Германии, и в США, так как в России они сами не формируются, здесь возможен дирижизм (политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. – Прим. ред.), — считает эксперт. — И нулевые налоги на науку и технологии. В США пошли по такому пути после того, как над ними пролетел первый советский спутник». К примеру, если Россия сильна отстала в сфере микроэлектроники, но другого пути, как создать свой сильный центр микроэлектроники, нет. «Южная Корея недавно объявила о программе развития микроэлектроники на 80 млрд руб., — подчеркнул Свириденко. — Китай на 100 млрд США еще больше. Аналог должен быть и в России».
Отдельно следует продумывать кадровую политику. Одного хорошего образования недостаточно, если все закончившие первоклассный технический вуз в России мечтают работать в Кремниевой долине или компаниях Илона Маска. Нужно создавать мотивацию для удержания профессионалов внутри страны. Отдельные хорошие шаги в этом направлении государство уже делает. Например, работники ИТ-компаний сегодня уже могут взять льготную ипотеку по ставке до 5%. Это ниже, чем семейная ипотека, и гораздо выгоднее рыночных условий. Всего планируется выдать кредитов на 240 млрд рублей. Нужно расширять эту программу. Кроме того, следует продумать мотивацию через систему доплат за разработку патентов или их внедрение, к примеру.
Следует создать и план развития внутреннего рынка потребления отечественных инноваций компаниями, а также возможность выхода на рынки дружественных стран — в ту же Индию, Иран, Бразилию, Китай и т.д.
Если власти действительно хотят двигаться в сторону суверенитета, то необходима серьезная, широкомасштабная и непротиворечивая государственная политика — начиная от режима наибольшего налогового благоприятствования, заканчивая такими тонкими деталями, как ограничение экспорта необработанных редкоземельных металлов и организация сопутствующих производств, к примеру, микросхем. Готовый план по достижению Россией суверенитета в сфере высоких технологий можно узнать, изучив программу «НЭП 2.0» Института Столыпина. Времени для раскачки в России не осталось, пора уже переходить от благих заявлений к конкретным делам.