ИТ-сфера в России: прыжок через пропасть между ожиданиями и реальностью

Как стимулировать развитие высоких технологий, без которых невозможно достижение суверенитета, рассказали эксперты

Заниматься ИТ-сферой в России сегодня сродни подвигу – сотрудничество с зарубежными партнерами сильно затруднено, при этом большое количество профессионалов уехало за границу. Российская ассоциация электронной коммерции сообщала, что после начала спецоперации государство покинули около 50–70 тыс. ИТ-специалистов. И, несмотря на то что часть из них летом вернулась, по данным экспертов, отток ИТ-кадров из страны в ближайшее время может в 2–3 раза превысить весенние показатели. А без развития высоких технологий невозможен полный государственный суверенитет. О том, как в изменившихся условиях его достичь и сделать это максимально быстро, «МК» рассказали эксперты Института экономики роста им. П.А. Столыпина.

 
Как стимулировать развитие высоких технологий, без которых невозможно достижение суверенитета, рассказали эксперты

тестовый баннер под заглавное изображение

Большинство выпускаемых в нашей стране авиационных беспилотников не удовлетворяют требованиям Минобороны РФ, заявил 27 сентября его представитель, полковник Игорь Ищук. По его мнению, производители не в состоянии выполнить требования, которые в российском военном ведомстве предъявляют к такой технике. «И основная проблема невыполнения — элементная база», — сообщил Ищук. Он добавил, что из-за этого военное ведомство «вынуждено идти на упрощение, на дополнительные соглашения, на прием БЛА в эксплуатацию в опытном режиме». И если в условиях спецоперации в таких «грехах» признается целое Минобороны, то можно говорить о провале всей предыдущей политики в сфере высоких технологий.

Над ответом на вопрос, что же мешает России войти в лидеры в ИТ-сфере, власти бьются не одно десятилетие, но воз и ныне там. Казалось бы, и ресурсов достаточно, и уровень технического образования в нашей стране высокий, и примеры успешно работающих компаний — антивирусников¸ поисковых систем, финтехов и даже госуслуг — имеются, и Сколково с Иннополисом давно построены. Но события 2022 года показали, что хвастаться особенно нечем. «Наше отставание в технологиях достигло уже непреодолимой пропасти, к сожалению, — говорит исполнительный директор InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев. — Все это происходило с конца 80-х годов, по сути у меня на глазах, когда выпускаемые нашими НИИ микропроцессоры еще не сильно отличались от западных аналогов, вот только с тех пор в их технологии были вложены триллионы долларов потребителей, а в наши — жалкие миллионы из бюджета, большая часть которых была разворована. Результат мы все видим».

Россия сейчас в ситуации, когда нет времени даже на поиск и наказание виновных. Нужно срочно что-то делать, чтобы наверстать упущенное, если это вообще возможно. «В свое время Япония за 10 лет скупила по миру 15 тысяч патентов и не только смогла достичь независимости, но и стать нетто-экспортером технологий», — напоминает директор Института Столыпина Антон Свириденко. Но для достижения таких успехов в текущих условиях потребуются беспрецедентные меры и продуманная государственная политика, а не игра с выдаванием желаемого за действительное, как это во многом произошло уже в импортозамещении.

В нашей стране интерес властей к высоким технологиям большой, но диспропорциональный. Вроде бы есть много хороших заявлений о намерениях, скажем, в июне премьер-министр РФ Михаил Мишустин на выставке «Иннопром» сказал, что наша страна должна быстро добиться технологического суверенитета, а ее экономика — перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Однако остается открытым вопрос о наличии единой стратегии с целями, планом по отраслям и задачами, которые необходимо выполнить, а также непонятно, что будет, если их не удастся достичь, последует ли наказание за саботаж или некомпетентность, к примеру. «На сегодняшний момент поддержка и внимание к различным технологическим отраслям со стороны государства диспропорциональна», — отмечает первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова. Для поддержки отдельных отраслей существуют профильные министерства, институты развития, а также программы и стратегии, принятые Правительством РФ. В то же время для других «немодных» отраслей отсутствуют даже профильные департаменты в рамках министерств и крайне ограничены возможности привлечения финансирования. Итак, во-первых, нужна продуманная политика, включающая в себя стимуляцию компаний. «Актуально распространение налоговых льгот для ИТ-сектора — социальные взносы и налог на прибыль — на технологические компании из других приоритетных направлений, — продолжает тему Попова. — Всего мы с Минэкономразвития России выделили 10 таких направлений. Это особенно важно в контексте дефицита оборотного финансирования, с которым столкнулись компании из-за ситуации в мире». При этом предприятий с экономическими и технологическими характеристиками национальных чемпионов не так много. Вместе с Минэкономразвития удалось оцифровать весь этот массив компаний с размером выручки в промежутке от 1 млрд до 15 млрд рублей. Их оказалось не более 700 компаний на всю страну, что не создает значительных выпадающих доходов из бюджетов РФ, считает эксперт.

Во-вторых, следует поддерживать Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Делать это можно через формирование новых и расширение имеющихся площадок. Очевидно, что для громадной России примеров только Сколково с Иннополисом недостаточно. По мнению Свириденко, формировать сильные научно-технологические центры оптимальнее в формате кластеров. «Такие есть в мире: и в Германии, и в США, так как в России они сами не формируются, здесь возможен дирижизм (политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. – Прим. ред.), — считает эксперт. — И нулевые налоги на науку и технологии. В США пошли по такому пути после того, как над ними пролетел первый советский спутник». К примеру, если Россия сильна отстала в сфере микроэлектроники, но другого пути, как создать свой сильный центр микроэлектроники, нет. «Южная Корея недавно объявила о программе развития микроэлектроники на 80 млрд руб., — подчеркнул Свириденко. — Китай на 100 млрд США еще больше. Аналог должен быть и в России».

Отдельно следует продумывать кадровую политику. Одного хорошего образования недостаточно, если все закончившие первоклассный технический вуз в России мечтают работать в Кремниевой долине или компаниях Илона Маска. Нужно создавать мотивацию для удержания профессионалов внутри страны. Отдельные хорошие шаги в этом направлении государство уже делает. Например, работники ИТ-компаний сегодня уже могут взять льготную ипотеку по ставке до 5%. Это ниже, чем семейная ипотека, и гораздо выгоднее рыночных условий. Всего планируется выдать кредитов на 240 млрд рублей. Нужно расширять эту программу. Кроме того, следует продумать мотивацию через систему доплат за разработку патентов или их внедрение, к примеру.

Следует создать и план развития внутреннего рынка потребления отечественных инноваций компаниями, а также возможность выхода на рынки дружественных стран — в ту же Индию, Иран, Бразилию, Китай и т.д.

Если власти действительно хотят двигаться в сторону суверенитета, то необходима серьезная, широкомасштабная и непротиворечивая государственная политика — начиная от режима наибольшего налогового благоприятствования, заканчивая такими тонкими деталями, как ограничение экспорта необработанных редкоземельных металлов и организация сопутствующих производств, к примеру, микросхем. Готовый план по достижению Россией суверенитета в сфере высоких технологий можно узнать, изучив программу «НЭП 2.0» Института Столыпина. Времени для раскачки в России не осталось, пора уже переходить от благих заявлений к конкретным делам.

Сюжет:

НЭП 2.0: пять шагов к росту

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру