«В декабре вступит в силу запрет на импорт большей части сырой нефти из России, - напоминает Politico. - Проект новых мер ЕС предусматривает правовую основу ценового потолка, который ранее был согласован странами G7». Издание отмечает: этот шаг вызван тем, с февраля «казна Кремля увеличилась за счет продаж ископаемого топлива в Европу на десятки миллиардов евро».
По данным Politico, перспектива введения ценового потолка встревожила Мальту, Грецию и Кипр, чей танкерный флот обеспечивает большую часть российского экспорта в ЕС. Им пообещали некие «послабления и уступки». Постпредам ЕС пришлось пойти навстречу и Будапешту, который задержал принятие новых санкций на несколько недель, пока не добился послаблений для собственных нужд. В частности, ценовые ограничения не распространяются на трубопроводные поставки нефти и «заменяющие их в чрезвычайной ситуации морские поставки», заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
В свою очередь, Москва устами вице-премьера Александра Новака назвала полным абсурдом саму идею ценового потолка. По словам чиновника, РФ не станет работать на нерыночных условиях и прекратит поставлять нефть в страны, одобрившие эту меру. В целом ситуация вызывает массу вопросов. История не знает ни одного прецедента, напоминает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков: торговое эмбарго означает полный запрет на продажу определенного товара (как сейчас в случае с российской нефтью), но не предполагает лимитирование его стоимости.
Как бы то ни было, сырьевому сектору (а значит, и бюджету) России не избежать проблем. Точнее, они уже обозначились и нарастают. В августе нефтегазовые доходы казны составили 672 млрд рублей. Это минимальное значение за последние полтора года, а если сравнивать с показателем третьего квартала 2021-го, то цифра уменьшилась на 14,6%.
Как подсчитало Международное энергетическое агентство, начиная с мая поставки танкерной российской нефти в США, Великобританию и страны ЕС сократились на 2,2 млн баррелей в сутки, однако две трети этого объема было перенаправлено в Китай, Индию и Турцию.
Ситуацию отчасти спасают и высокие котировки: напомним, федеральный бюджет сверстан исходя из стоимости отечественного сорта Urals в $44,2 за баррель, а по итогам девяти месяцев текущего года средняя цена составила $80 за баррель. Поскольку параметры ценового потолка еще не известны, судить о последствиях для России можно лишь с очень большой долей фантазии.
Кстати, как заявили в американском Минфине, ввести лимит планируют в три этапа: сначала на сырую нефть, потом на дизельное топливо и, наконец, на продукты с более низкой стоимостью. Важное уточнение от ведомства: если сырье из РФ пройдет кардинальную переработку в другой стране, конечный продукт уже не будет считаться российским. Условно, если это произошло на НПЗ в Индии, а дальше товар на танкере (тем более, под индийским флагом) двинулся в Европу или в какой-нибудь азиатский регион, механизм ценового потолка действовать не будет.
«В интриге вокруг ценового потолка пока больше вопросов, чем ответов. Поэтому сложно достоверно оценить потенциальное воздействие этой меры на российскую экономику, - говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - Пока обсуждается условный диапазон в $40-60 за баррель. Это немногим ниже, чем нынешние цены, по которым продается Urals с учетом дисконтов. Неясны также рыночные перспективы.
Страны ОПЕК+ , если верить источникам, договорились о снижении добычи на 2 млн баррелей в сутки, что может может поднять котировки Brent снова выше $100 с текущих $91-92. ОПЕК+ выступает против лимита для России, опасаясь создания прецедента в отношении других стран-экспортеров. А чем выше разница между рыночными и «потолочными» ценами, тем менее вероятно реальное соблюдение лимитной стоимости».
Установленные Евросоюзом и G7 параметры совершенно не обязательно будут соблюдаться Китаем и Индией: наращивая поставки в эти страны, Москва предоставляет им им безальтернативную скидку в 30%.
Что касается самой Европы, если ее перевозчики и страховые компании станут придерживаться требований, связанных с ценовым потолком, то предоставляемые ими прибыльные услуги постепенно перейдут к игрокам из других регионов мира, прежде всего, Азии и Латинской Америки. Так что высока вероятность, что в реальности это ограничение все будут просто игнорировать. Тем более, рассуждает Гойхман, что нарушителям не грозят никакие санкции, а контролировать соблюдение условий крайне сложно — и технически, и юридически.
Например, ЕС собирается ввести систему мониторинга смены флага у танкеров для контроля обхода санкций против российской нефти. Но как это сделать на практике совершенно непонятно: не заводить же какую-то «полицейскую» флотилию, которая будет как гаишник на дороге останавливать в морях и океанах все подозрительные танкеры!?
«Наконец, - резюмирует аналитик, - от ценового лимита могут пострадать сами инициаторы. В случае значительного падения российского экспорта мировые цены рискуют взлететь до 130-140 долларов. Государства G7 и ЕС являются активными потребителями нефти, и ее удорожание при ввозе не из России подхлестнет там инфляцию, расходы бизнеса и населения. Ну а сама Россия не в состоянии полностью переориентировать поставки на другие направления: из-за ограниченности спроса и проблем с логистикой заместить выпадающие объемы удастся не более, чем на 50-60%».