- Насколько оправдана может быть версия о диверсии на трех нитках трубопровода?
- Такие крупные инфраструктурные проекты, имеющие высокие экологические и техногенные риски, всегда находятся под неустанным наблюдением. Самопроизвольное разрушение, например, вследствие коррозии, деформации и тому подобного на одной нитке газопровода еще было бы возможно. Но не на трех сразу! Поэтому версия о целенаправленной диверсии, результатом которой стало чрезвычайное происшествие, вполне может подтвердиться. Технически это сделать возможно – трубы пролегают на глубине всего 50-100 метров, что достижимо для аквалангистов или спускаемых аппаратов.
- Как быстро может быть выяснена причина происшедшего и к каким последствиям приведет разрушение газопроводов?
- По заявлениям европейских властей, выяснение причин произошедшего и восстановление трубопроводов может занять несколько месяцев. Остановка технической прокачки газа на «Северном потоке - 2» и поставок газа по «Северному потоку - 1» уже отразилось на европейских ценах – стоимость тысячи кубометров газа выросла до $2000.
- Кто, на ваш взгляд, получает наибольшую выгоду от случившегося?
- С потерей российских экспортных маршрутов главным выгодоприобретателем становится Украинская ГТС — эта нитка становится основной для поставок российского сырья в Европу. Кроме того, уже 1 октября будет введен в строй газопровод Baltic Pipe, с помощью которого топливо из Норвегии будет поступать в Польшу через Данию.
Остальные «бенефициары» поломок российских газопроводов в Балтийском море станут известны уже в ближайшее время, когда ЕС начнет заявлять, что нужно увеличивать прокачку по определенным маршрутам, в число которых любые газопроводы системы «Северный поток» рискуют не попасть.
- Можно ли оценить потери российской стороны от остановки «Северного потока»?
- С лета этого года из-за проблем с ремонтом и техобслуживанием газовых турбин прокачка по «Северному потоку-1» сократилась до 20% от максимальной пропускной способности — суточный трафик упал до 35 млн кубометров. Нынешние котировки «голубого топлива», по данным межконтинентальной биржи ICE, находятся на уровне $1900 за тысячу кубометров. При сохранении такой стоимости «голубого топлива», за оставшиеся три месяца года наша страна от поставок по выведенному из строя трубопроводу могла бы выручить около $6 млрд.
Читайте материал «Диверсия в отношении «Северного потока»: кто мог подорвать трубы на дне»