Минфин предложил повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на алкоголь крепостью выше 28%. На бутылку водки объемом 0,5 литров цена вырастет на 20 рублей — до 281 рубля. Бренди подорожает на 27 рублей до 375 рублей, коньяк — на 37 рублей до 517 рублей.
Индексация МРЦ — это ежегодная процедура. Сейчас Минфин обосновывает решение о необходимости поднимать минимальные отпускные цены на алкоголь ростом затрат производителей из-за инфляции, а также сложностями с импортом из-за санкций (в производстве ликероводочной продукции используется ряд компонентов из-за рубежа).
Алкоголь дорожает как и другие продукты питания, но в отличие от всех остальных товарных категорий в стоимости спиртного большую долю составляют акцизы, которые ежегодно растут. В прошлые годы бутылка водки дорожала примерно на размер инфляции — на 5-7%, рассказывает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но сейчас инфляция в два раза выше. Так к чему же приведет повышение МРЦ на крепкие напитки?
«Существенная часть населения, которая получает зарплату в размере 15-20 тыс. рублей, как не ходила в легальную розницу за алкоголем, так и не будет. Ничего не изменится. Вот если за бутылку в легальной рознице придется заплатить больше процентов на 50, могут возникнуть проблемы», — подчеркивает он. Напомним, в 2012-2014 годах ставка акциза выросла в 2 раза. После такого взлета рынок буквально рухнул. В два раза сократились объемы продаж водки в магазинах. Сформировался гигантский теневой сектор. Но тот урок государство усвоило!
В большей степени МРЦ влияет на уровень цен на полках сетевых магазинов, а не на объемы контрафактной продукции, отмечает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. «Алкоголь — это источник пополнения бюджета. Сейчас есть очевидные причины, по которым государственная казна нуждается в дополнительных и быстрых вливаниях», — считает она.
Между тем ежегодно растет не только МРЦ, но и акциз на алкоголь (равно как и на табачные изделия, и на топливо). Эти товары — самые массовые, и сбор акцизов при производстве этой продукции является одной из статей пополнения российского бюджета. Акцизы на алкоголь принесли в прошлом году бюджету почти в два раза больше средств (441 млрд рублей), чем налог на имущество физических лиц (274 млрд рублей). Этот акциз входит в ТОП-5 главных налогов для российского бюджета после НДФЛ, НДС и других сборов.
Обычно вслед за установлением минимального уровня цены на алкоголь государство устанавливает повышенные акцизы на всю линейку алкоголя — от водки до шампанского. Потому с Нового года стоимость этой продукции растет в среднем на 4-6%. Вероятно, то же самое случится и в январе 2023 года, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко.
«Рост стоимости продуктов питания и напитков уже привел к тому, что россияне вспомнили о дачных участках (где начали выращивать свои овощи и фрукты), закупаются товарами для домашнего консервирования, нужной бытовой техникой (соковыжималки, морозильные камеры и т.д.). Это тренд 2020 года, который сейчас только усилился, — отмечает он. — Спрос на самогонные аппараты также начал расти во время пандемии. А сейчас продолжается — такие устройства граждане покупают чаще в 7 раз, чем в 2019 году. Одновременно увеличилось потребление дрожжей, сахара, причем россияне приобретают такие товары оптом и в сетях дискаунтеров».
Динамика минимальной розничной стоимости по годам
Год Водка, 0,5 л Изменение МРЦ, % Коньяк, 0,5 л Изменение МРЦ, %
2023 281 руб. 7,7 517 руб. 7,8
2022 261 руб. 7,4 480 руб. 7,6
2021 243 руб. 5,7 446 руб. 3
2020 230 руб. 7 433 руб. 11,6
2019 215 руб. 4,9 388 руб. 4,6
…
2014 199 руб. 17,1 322 руб. 15
2013 170 руб. 41,7 280 руб. 27,9
2012 120 руб. 22,5 219 руб. 13,5