За лето выбор импортных алкогольных напитков в розничных сетях стал меньше на 40-95% в зависимости от категории. Ассортимент шампанского в крупных торговых сетях сократился на 95%, виски — на 50%, французского коньяка — на 50%, импортного пива — на 40%, остальных категорий зарубежного алкоголя — на 35%. В ближайшие три месяца ассортимент, по прогнозам Ассоциации, уменьшится еще вдвое.
Напомним, что с начала года из России ушли многие иностранные производители. Рестораны, бары, кафе и ритейл работали на складских остатках и заранее предупреждали, что к осени из иностранных алкогольных напитков продавать будет почти нечего. И вот осень настала... Причем больше всего просел сектор крепкого спиртного импортного производства: виски, коньяк и т. д.
Между тем потребители отмечают, что после весеннего кризиса на магазинные полки стали возвращаться привычные импортные напитки, например, вина.
«Не все подряд компании и поставщики импортного алкоголя, в том числе вина, ранее представленные в торговых сетях, объявили об уходе с рынка и прекращении поставок. Поэтому некоторые бренды появляются на полках магазинов, по мере исполнения заказов. Хотя при этом логистика — доставка напитков в Россию - испытывает высокую нагрузку и различные трудности», — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Но в целом именно вина на полках со спиртным нам заменить проще, поскольку есть и дружественные страны-поставщики (Аргентина, Чили, Мексика), и собственное производство вин в стране активно развивается.
А вот заместить ушедшие бренды в категориях, по которым не налажено производство в России и отсутствует аналоги и сырье, невозможно, подчеркивает Караваев. Речь идет о таких напитках, как виски, джин, бренди, текила, игристое вино региона Шампань. У большинства потребителей высокая лояльность и ярко выраженные предпочтения к отдельным категориям напитков, а иногда к конкретным европейским алкогольным брендам. Поэтому трудно сказать, сможет ли эта часть потребителей переключиться на другие напитки или альтернативные продукты.
«Есть серьезные опасения, что потребитель, не найдя привычную категорию или бренд в легальной точке продаж, будет искать его в нелегальном поле, — говорит председатель президиума АКОРТ. — Возможность ввозить привычные товары по параллельному импорту позволит удовлетворить потребительский спрос, сохранить разнообразный ассортимент в каждой алкогольной категории, избежать рисков приобретения потребителями контрафактной продукции».
Однако пока алкогольные напитки не значатся в перечне товаров параллельного импорта. Мнения профильных министерств по поводу их включения в эту систему разделились. Минпромторг, Минсельхоз не возражают, а вот Минфин против.
Параллельный импорт, вполне вероятно, все же разрешат, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко. Эксперт отметил, что Минпромторг заявлял, что это решение будет согласовано и запущено к концу сентября. И тогда в магазинах снова могут появиться напитки, которые поставлялись только зарубежными производителями (к примеру, известные марки шотландского виски, кубинского рома и т.д.).
«Цены на такой алкоголь наверняка будут выше, чем раньше. Просто в силу усложнения логистики параллельного импорта: привезти товар из азиатских стран в несколько раз дороже, чем из Европы. Стоимость такого алкоголя может увеличиться на 10-50% от текущей цены», — полагает Самойленко.
Но при этом сейчас отечественные производители имеют все шансы нарастить свою долю присутствия в ритейле: заместить своей продукцией ушедшие иностранные бренды. И потому российские винодельческие предприятия и спиртзаводы в настоящее время расширяют собственные торговые марки. По итогам прошлого года их доля в алкогольном ритейле и в федеральных сетях составляла всего 3,2%, а в 2022-м она может увеличиться в два раза.