На совещании по автопрому назвали дикую цену русской коробки-«автомата»

От 100 до 300 комплектующих - в зоне риска

В Совете Федерации озвучили сроки и размер инвестиций, необходимых для создания современных отечественных автомобилей. Национальная АКПП потребует вложений в объеме 30 млрд, новая механическая коробка — 10 млрд, полный привод 20 млрд руб. По-хорошему, на их разработку нужно не менее 4–5 лет, но власти требуют от производителей уложиться в 2–3 года. Кто даст деньги, пока непонятно.

Сенаторы упрекнули кабмин в отсутствии внятной стратегии поддержки автопрома. «Ракеты в космос запускаем, а свою коробку передач произвести не можем!» — негодовали они.

От 100 до 300 комплектующих - в зоне риска

Совещание о судьбе российского автопрома началось, как и положено, за здравие, а закончилось уже немного другими эмоциями.

Замглавы Минпромторга Альберт Каримов сообщил, что отрасль, подвергшаяся наиболее сильному давлению санкций, чувствует себя гораздо лучше, чем думают многие россияне (и даже, как выяснилось, некоторые сенаторы). Несмотря на то, что конвейеры большинства предприятий несколько месяцев простаивали, а сейчас если и работают, то не на полную мощность, численность работников вообще не сократилась, а их зарплаты даже выросли на 9%.

Бывший глава Минтранса, а ныне гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов подтвердил, что в июне завод «начал вставать с колен». Уже в августе с конвейера вышли 18 тыс. машин, что всего на 7% меньше, чем в том же периоде прошлого года. А в 2023 году планируется выпустить 500 тыс. автомобилей, что на 15% больше докризисного 2021 года. Увольнять при таком раскладе завод никого не собирается: наоборот, начинается дополнительный набор сотрудников. В общем, чудеса да и только.

Но дьявол, как известно, кроется в деталях, и автопром не исключение. Из дальнейшего рассказа выяснилось, что из прежней линейки удалось восстановить производство только трех моделей. Причем все они производятся в рамках «спецрегламента» на одном устаревшем двигателе и с одной коробкой передач, хотя ранее в распоряжении производителей было по четыре варианта того и другого. Из комплектующих в отечественные авто пока вернулись только магнитола, кондиционер и подушка безопасности. При этом от 100 до 300 комплектующих по-прежнему находятся в зоне риска. «Конвейер может быть остановлен в любой момент», — предупредил Соколов.

В начале следующего года планируется возобновить выпуск ABS (антиблокировочная система тормозов), в мае — 16-клапанного двигателя, ближе к концу 2024 года — EPS (функция поддержки устойчивости автомобиля). Что касается АКПП, полного привода и современного двигателя, то это, по словам Соколова, «возможные, но не быстро решаемые задачи, требующие серьезного финансирования». 

Откуда возьмутся деньги на их решение, ясности по ходу совещания не прибавилось. У самого завода больше 100 млрд долгов. Инвесторы заниматься инвестициями не готовы: им бы разобраться с 20 млрд, вложенными в замороженный из-за санкций Renault. Сенаторы попытались призвать к ответу представителя министерства, но г-н Каримов готов был обсуждать светлое будущее автопрома в 2035 году и отказывался говорить, что будет в 2023-м. «Ваша точка зрения какая?» — безуспешно допытывался у замминистра председатель комитета по экономической политике Андрей Кутепов.

В довершение ко всему выяснилось, что правительство планирует сократить программы льготного кредитования, обеспечивающие спрос населения на продукцию российского автопрома. Если раньше на них выделялось 20 млрд руб., в 2022-м 10 млрд, то в проекте бюджета 2023 года значатся только 5 млрд.

Между тем автопроизводители не на шутку обеспокоены тем, кто будет покупать их «недоавтомобили». Причем в таком, как требуют власти, количестве и по сильно выросшим ценам. Соколов попросил сенаторов для увеличения сбыта внести поправки в закон о такси, обязывающие компании приобретать продукцию отечественного автопрома, а также разрешить молодым семьям использовать на эти цели маткапитал.

Что касается самих членов Совфеда, то, по словам Кутепова, исследование деклараций показало, что «похвастаться наличием ВАЗа в настоящее время особо некому».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28873 от 21 сентября 2022

Заголовок в газете: Сенаторы не выбирают отечественное

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру