Различные чернила для печати этикеток, для использования в изготовлении книг и другой полиграфической продукции закупались Россией, в основном, в Европе. После введения санкций наши компании переориентировались на Турцию, а также на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на Китай, Индию и Южную Корею. Что, конечно, отражается на цене конечной продукции, этикеток для пищевой промышленности в том числе. Чтобы сэкономить, бизнес попросил государство рассмотреть вопрос сокращения информации на этикетках.
Проблемы с чернилами и упаковкой, с которыми поставщики столкнулись из-за введенных санкций, сегодня продолжаются. «Предложение действительно сократилось, а цены на упаковочные материалы и их составляющие выросли. Введено эмбарго для полиграфических красок, — рассказывает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. — Краски для упаковки пищевой продукции, которые раньше поставлялись из Европы, теперь закупаются через Турцию, меняя технологию. Краски, растворители, клей выросли в цене на 45%».
По его словам, есть несколько вариантов решения вопроса: перенос информации в QR-коды, оптимизация дизайна (сокращение или полный отказ от маркетинговых надписей), сокращение или отказ от маркировки на нескольких языках. Все эти возможности прорабатываются.
Сокращение площади печати на этикетке вряд ли приведет к сокращению затрат производителей, считает управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. В структуре стоимости товара цена этикетки может составлять от 2% до 5% (в зависимости от сложности самой этикетки, ее площади и т.д.).
«Сократить количество надписей — это совсем ненамного снизить затраты, на стоимости конечной продукции в рознице покупатель может этого даже не заметить, — отмечает эксперт. — Но при этом Законом о защите прав потребителей прямо предусмотрено, что и место указания даты изготовления товара, и адрес производителя — необходимые параметры для этикетки любой продукции. Без них просто нельзя зачастую идентифицировать товар при приемке в ритейле, учесть в базе данных (нужны метки указания сроков годности) и т.п».
По мнению главы Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, если будет принято решение убрать с упаковки товара информацию о месте производства, то это затронет потребителей, которые предпочитают покупать местные продукты. Те, кто из-за соображений свежести отдавал предпочтение, например, мясной или молочной продукции, которая сделана в ближайших регионах, лишатся такой возможности.
«Если говорить о сроке годности и дате изготовления, то без таких отметках на упаковках потребитель не сможет выступать контролером на рынке. Сейчас люди сами находят просрочку, указывают на неё персоналу магазина, после чего товары исчезают с полок, — продолжает Янин. — Если информация будет недоступна, просроченной продукции станет больше, а число отравлений вырастет. В случае, если производители хотят убрать с упаковки только надпись-подсказку «смотрите срок годности на крышке», то в этом ничего страшного нет».
Вместе с тем эксперт подчеркивает, что такие новации скажутся и на малом бизнесе. Небольшим производителям будет невыгодно выпускать «живые», скоропортящиеся товары без консервантов. Стимул исчезнет. Нововведение будет выгодно крупным компаниям, которые изготавливают «вечную» продукцию, которая может храниться на полках до года.
Между тем, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, отказ от указания сроков годности и состава на этикетках продуктов в настоящее время не обсуждается российским правительством.