– Как я понимаю, серьезное разочарование России заключается в том, что «зерновая сделка» предусматривалась в качестве одного из компонентов того, что откроются возможности для российского экспорта продовольствия, – комментирует первый вице-президент Центра политических исследований Алексей Макаркин. – То есть не только для украинского, но и российского, который столкнулся с санкциями.
Насколько можно понимать позицию России в этом вопросе, каких-то послаблений здесь не последовало. Думаю, что дело в первую очередь заключается именно в этом. Сделка же предусматривает какой-то обмен, а здесь зерно поступает на мировые рынки, а с российским продовольствием есть вопросы.
Об этом заявил и постпред РФ при ООН Василий Небензя, который сказал, что сделка может быть и не продлена. Фактически это подготовка к тому, что может быть вариант непродления в случае, если российские требования не будут учтены.
Турецкий президент Эрдоган пытается стать посредником, но он добился пока одного успеха по «зерновой сделке», и то этот успех оказался под вопросом, потому что Россия её исполнением явно недовольна. Наверное, она ожидала чего-то другого для своих интересов, а этого не последовало. Поэтому Эрдоган стремится как-то расширить этот успех, но пока ничего не получается. Более того, перспективы самой сделки сейчас становятся неясными (будет она продлена или нет).
Роль Эрдогана в значительной степени зависит от дальнейших перспектив «зерновой сделки», а здесь уже не всё зависит от него самого. Всё же Эрдоган не вводил санкции, а их вводил Запад.
Ну а что касается самого Эрдогана, то есть ещё одна проблема. Мы обращаем внимание на внешнеполитический компонент его деятельности. Но есть и внутриполитическая ситуация, а она в Турции довольно сложная.
В следующем году будут выборы, и пока по опросам оппозиционные кандидаты во втором туре Эрдогана обходят. В стране высокая инфляция, экономические проблемы, а главным плюсом для Эрдогана в глазах населения была экономика. Сейчас этот плюс превратился в минус, остаётся второй плюс – укрепление позиций Турции на международной арене.
И здесь Эрдоган стремится приложить максимум усилий, но опять же внешнеполитическая тематика обычно для избирателей второстепенна.
Оппозиция как раз концентрирует внимание на внутренних проблемах – на экономике, инфляции и так далее. Поэтому проблема Эрдогана в том, что с ним будет в следующем году. Переизберут ли его на новый срок или же выиграет оппозиция.
Комментируя слова президента РФ о том, что большая часть зерна остаётся в Европе и не доходит до беднейших стран, как это предполагалось изначально, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил:
– Система, которую предлагают на Западе в качестве честной, на самом деле таковой не является. То есть система распределения мировых благ является системой отъёма индивидуальных средств и ресурсов у стран, которые не могут себя защитить самостоятельно. Именно поэтому блок НАТО превратился из регионального в глобальный, для того чтобы гарантировать этот отъём максимально безопасно для интересантов.
– И решение этого вопроса в большей мере лежит на Путине и Эрдогане?
– Я бы сказал, что роль здесь большая у Путина и Си Цзиньпина. Потому что Россия и Китай – две страны, которые, в принципе, могут гарантировать остальным странам-участникам ООН создание системы справедливого распределения ресурсов.
– А Эрдоган играет второстепенную роль?
– Я не стал бы принижать его, но Турция просто не обладает такой ресурсно-производственной базой, какой обладают Россия и Китай.